Итоги членства Кыргызстана в Совете ООН по правам человека в 2016-18гг.

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

31 декабря 2018 года истекает трехлетнее членство Кыргызстана в Совете по правам человека ООН (СПЧ). Кыргызстан был избран членом Совета на три года на выборах в рамках 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2015 года, получив поддержку 147 государств-членов ООН. Нынешнее членство КР в Совете было уже вторым – Кыргызстан являлся членом СПЧ с 2009 по 2012 годы. Об итогах членства Кыргызстана в Совете ООН по правам человека рассказал агентству «Кабар» Постоянный представитель Кыргызской Республики при ООН и других международных организациях в Женеве Данияр Мукашев.

На данном изображении может находиться: Daniar Mukashev

Cовет по правам человека ООН и его деятельность

Совет по правам человека является ведущим международным органом в области защиты прав человека со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Данный один из наиболее важных международных органов был учрежден 15 марта 2006 г., заменив Комиссию ООН по правам человека, которая действовала с 1947 по 2006 год. В рамках своей деятельности СПЧ ООН проводит в Женеве не менее трех регулярных сессий в год, каждая из которых длится 3-4 недели, а также созывает при необходимости специальные сессии, требующие особого срочного внимания международного сообщества. Главная цель создания и функционирования СПЧ является защита и продвижение прав человека во всем мире, а также реагирование на случаи их нарушений.

Членами Совета являются 47 государств, которые избираются на 3 года большинством голосов путем прямого тайного голосования на основе следующего географического распределения (группа азиатских государств - 13 мест; группа африканских государств - 13 мест; группа восточноевропейских государств - 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест и группа западноевропейских и других государств - 7 мест).

Три года членства в СПЧ ООН вполне ожидаемо показали, что в глобальном плане вопросы прав человека и, соответственно, вся работа Совета, остаются наиболее чувствительной и сложной темой в международных отношениях. Различные государства мира зачастую имеют разные представления и отношения к этой теме, и потому на площадке Совета между ними регулярно проходят горячие обсуждения и споры по этим вопросам. Однако, несмотря на такого рода разделения и ожесточенные споры, в большинстве своем заседания Совета проходят в корректной дипломатической атмосфере, где государства открыто высказывают свою позицию по тем или иным вопросам повестки дня. Сама же повестка дня Совета очень насыщенная, члены Совета обсуждают и принимают решения в виде итоговых резолюций как по отдельным странам, где существуют значительные проблемы с правами человека, так и по таким тематическим направлениям, как права женщин, детей, этнических меньшинств, коренных народов, журналистов и т.д.

Вопросы прав человека настолько сложны и разнообразны, что за одну сессию государства-члены Совета принимают 30-35 итоговых документов – резолюций. Несмотря на то, что принимаемые резолюции не имеют обязательной юридической силы, с политической точки зрения, они крайне важны, и их невыполнение может повлечь за собой определенные политические и экономические последствия.

Неоднозначно и отношение ряда государств к работе самого Совета. Многие государства критикуют Совет за его чрезмерную загруженность, недостаточность предоставляемого времени странам выразить свое отношение по тем или иным темам, использование так-называемых страновых резолюций, доминирование определенных категорий прав человека над другими и т.д. Критика работы Совета даже привела к тому, что США в середине 2018 года приняли решение выйти из состава СПЧ, будучи несогласны с повесткой дня Совета и тем фактом, что, на их взгляд, членами СПЧ становятся государства, сами нарушающие у себя фундаментальные права человека. Однако, несмотря на всю заявляемую критику с разных сторон, Совет является важным для государств международным органом ООН, и многие страны выставляют свои кандидатуры для вступления в СПЧ.

Результаты членства Кыргызстана в Cовете по правам человека ООН в 2016-18гг.

Учитывая, что Кыргызстан является демократическим государством с активным и развитым гражданским обществом, наша страна после своего успешного первого членства вновь приняла решение подать свою кандидатуру в состав Совета. При принятии решения о выдвижении своей кандидатуры в Совет и проведении последующей избирательной кампании Кыргызстаном провозглашались следующие цели членства в СПЧ:

-участие на глобальном уровне в процессе формирования стандартов и «кодекса поведения» государств в области соблюдения и продвижения прав человека;
-использование членства в Совете для влияния на рассматриваемые и принимаемые Советом решения;
-выдвижение и лоббирование включения приоритетных для страны тем в области прав человека;
-укрепление позиции страны в качестве одного из важных игроков на международной правозащитной арене;
-использование членства в СПЧ для получения больших возможностей по продвижению правозащитных вопросов внутри страны путем расширения международных обязательств по глобальным правозащитным инструментам;
-развитие соответствующего национального законодательства;
-исполнение ранее принятых на себя международных обязательств;
-укрепление потенциала национальных правозащитных институтов и
расширения их сферы деятельности.

Что касается трехлетнего членства Кыргызстана в СПЧ, то работа в нем во многом осуществлялась в зависимости от вышеуказанных заложенных страной целей и задач в отношении Совета и от обозначенной ситуации внутри СПЧ. Кыргызстан в течение трех лет принял участие в 9 регулярных сессиях СПЧ, 8 сессиях рабочей группы Универсального периодического обзора (УПО - механизм отчетности государств по ситуации по правам человека) и 4 специальных сессиях СПЧ.

В течение этих трех лет Кыргызстан проявил себя как государство, умеющее отстаивать свою позицию и принимающее с этой целью все необходимые дипломатические решения. Все это, безусловно, повысило значимость и имидж нашей страны в рамках СПЧ. Кыргызстан активно использовал площадку СПЧ для лоббирования вопроса включения приоритетных для страны тем в области прав человека. Эта работа проводилась как путем поддержки соответствующих итоговых документов, так и путем выражения своих приоритетов в правозащитной сфере через выступления и организацию так-называемых сайд-ивентов (параллельных мероприятий на полях сессий).

Кыргызстан в течение своего членства принял участие в разработке и принятии решений по 297 проектам резолюций. На регулярных сессиях Кыргызстаном было озвучено 58 выступлений по приоритетным для нашей страны темам. В рамках УПО Кыргызстан озвучил свои рекомендации 30 государствам. Помимо этого выступил организатором двух параллельных мероприятий на темы, которые имеют большое значение для страны: первое - в 2016 году в рамках 32-й сессии СПЧ совместно с офисом Специального Посланника Генерального секретаря ООН по вопросам ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии на тему: «Доступ мигрантов к медицинским услугам по ВИЧ/СПИД и туберкулезу в Восточной Европе и Центральной Азии»; второе - в 2017 году на полях 36-й сессии совместно с Бельгией, Чили и Руандой на тему: «Устранение и предотвращение насилия по признаку пола: как максимизировать воздействие национальных планов действий?»

Кыргызстан весьма успешно использовал эти инструменты для продвижения приоритетных для нас вопросов, обозначенных в национальных стратегических инструментах, среди которых можно выделить права женщин, детей, мигрантов. Последовательное и целенаправленное продвижение этих вопросов позволило четко сигнализировать международному сообществу о наших приоритетах и закрепило за Кыргызстаном имидж страны, продвигающей данные правозащитные темы, что неоднократно отмечалось в положительном ключе государствами, Верховным Комиссаром по правам человека и Секретариатом Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека.

Кыргызстан достойно работал в течение трехлетнего членства в Совете, опираясь на принципы демократического развития, богатые культурные ценности, активно продвигая и отстаивая национальные интересы.

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий