• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

Исламская экономика и ее перспективы в Кыргызстане

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

В 2022 году объем мировой экономики впервые превысил 100 трлн. долларов США, а население Земли составило 8 млрд. человек. При этом численность мусульманского населения, по сравнению с представителями других религий, растет в два раза быстрее и по прогнозам специалистов к 2030 году число мусульман составит 26,4 процента от всего населения мира. Кроме того, общая доля исламских стран в мировой экономике быстро растет. В связи с этим в мировом сообществе ведутся серьезные исследования по исламской экономике и исламским принципам финансирования.

С учетом того, что около 90 процентов населения Кыргызстана причисляют себя к мусульманам, то данная тема важна не только с познавательной точки зрения, но и для внедрения эффективных механизмов исламской системы в финансовой, кредитной, экономической и предпринимательской сферах в Кыргызстане.

Кстати, в Бишкеке 13 и 14 марта пройдет первый исламский инвестиционный форум (IBIF-2023), куда съедутся инвесторы из многих стран мира, о чем, надеюсь, более подробно будут освещать местные и зарубежные СМИ.

Не буду углубляться в правомерность использования термина «исламская экономика», которую еще называют «исламской экономической моделью», потому что на этот счет существуют разные мнения. И как бы мы не называли это явление в мировой экономике, речь идет о степени влияния исламских законов (шариата) на экономическую деятельность мусульман. И хотя исламская экономическая теория возникла уже на рубеже XI- XII вв., но сам термин «исламская экономика» впервые упомянут лишь в 1947 г. в труде мусульманского ученого индийского происхождения С.М.А. Гилани «Исламская экономика».

В 1963 г. в Египте был открыт первый исламский банк «МитГамрБэнк» (Mit-GhamrBank). Тогда же, в 1963 г., в Малайзии появилась «Сберегательная корпорация для мусульманских паломников», а в 1965 г. в Пакистане была учреждена «Кооперативная инвестиционная и финансовая корпорация», но все эти организации просуществовали недолго.

В 1970-1980-е годы были попытки реализовать разрешенные Кораном принципы ведения хозяйственной жизни в сфере экономики. В разработке экономической модели принимала участие Организация исламская конференция (с 2011 года ОИС). Лишь в трех государствах - членах Организации исламского сотрудничества (Иране, Судане, Пакистане) были предприняты не вполне успешные попытки реализовать полноценные исламские экономические модели в масштабах всего народного хозяйства, ибо определенные обстоятельства способствуют образованию широкой пропасти между шариатом и образом жизни мусульман.

Тем не менее, понятие исламской экономики как совокупность производственных отношений имеет право на существование, так как мусульманское право предлагает вариант построения взаимоотношений в обществе, основываясь на специфических исламских механизмах и инструментах.

В отличие от приоритетов рыночной экономики, где получение прибыли является главной целью всего процесса производства, воспроизводства, распределения и прочее, в исламской экономике важным и необходимым условием ее функционирования являются методы достижения этой прибыли. Существует один важный момент, отличающий ее от традиционной экономической системы, - это морально-нравственная направленность, которая основана на этических ограничениях ислама.

Главным критерием при этом выступает соответствие шариату:

Во-первых, сфера деятельности мусульманских бизнесменов ограничена разрешенным бизнесом, то есть не только запрещено заниматься, например, игорным бизнесом или бизнесом по производству алкогольной, наркотической или табачной продукции, но и использовать имущество и доходы от такого рода деятельности. То есть здесь оценка имущества поставлена в зависимость от исламских критериев.

Во-вторых, с позиции исламского права экономическое поведение участников рыночных отношений должно соответствовать принципу наивысшей добросовестности. Это явление предполагает обязательное фиксирование предмета, условий и обязательств договора, запрет на принуждение при заключении договорных отношений, обязательность в соблюдении условий договора, готовность контрагентов к добросовестному сотрудничеству, свободный доступ к рынку участников торговли, честность в торговых отношениях, наличие полной и достоверной информации о ценах, качестве, количестве товаров и условиях торговли.

Вне закона оказываются такие негативные факторы, как мошенничество, спекуляция, демпинг и монополия. Под термином «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся тем, что ислам выступает регулятором правовых и экономических отношений в обществе. В Коране и хадисах приведен обширный комплекс указаний и запретов, регламентирующих общественные экономические отношения, в том числе использование правил и принципов ведения бизнеса, предписанных шариатом.

Безусловно, это не упраздняет базовые экономические законы, по которым функционирует и развивается исламская экономика, так же как и любая другая. Исламская экономика, основанная на исламских ценностях и мировоззрении, является лишь частью всей исламской системы, где больше преобладают этические нормы, через которые экономическая деятельность интегрирована в социальную жизнь и стандарты, установлены правила социального поведения.

В основе исламской экономики лежит принцип финансирования, базирующийся на реальных активах, отказ от ростовщичества, деривативов и других спекулятивных инструментов. Отсутствие этих инструментов позволяет избегать кризисных ситуаций.

В традиционной системе много элементов, которые помогают надувать финансовый пузырь: надстройки деривативов позволяют на долгах делать долги, одним из основных элементов западной экономической модели является теория процента. В исламе процент строго запрещен. Данный запрет позволяет справедливо распределять долговую нагрузку, определяя долг либо как материальную помощь на возвратной основе, либо как инвестицию в широком смысле этого слова.

Можно говорить о принципах социальной справедливости при реализации различных инвестиционных инструментов. Многие теоретики исламской экономической модели в своих исследованиях доказывают, что экономика не может быть по-настоящему эффективной, если она не будет строиться на принципах социальной справедливости и ответственности.

Особенность исламской экономической модели выражается не столько в каких-то количественных показателях, уровне доходов и расходов, объеме импорта и экспорта и другой экономической статистикой. Она больше обусловлена морально-этическими императивами, запретом на занятие определенными «неправедными» направлениями бизнеса, запретом на пользование доходами от этих направлений, ограничения по модели экономического поведения (запрет на обман клиентов и партнеров, запрет на взимание и уплату процента, выплата закята и другое). То есть, помимо максимизации прибыли, критическим условием являются методы достижения прибыли.

В связи с тем, что, как было указано выше, численность мусульман в современном мире растет высокими темпами, многие финансовые институты, даже в западном мире, предлагают финансовые услуги и продукты, соответствующие принципам исламских финансов. Например, в 2003 году министр финансов Великобритании Гордон Браун утвердил изменения в законодательстве, которые разрешают британским банкам и строительным обществам предлагать так называемые мусульманские ипотеки для покупки жилья.

В 2001 году был основан первый американский финансовый институт «Guidance Residential» на основе принципов Шариата и концепцию мушарака (долевое предприятие), который вырос в самую крупную исламскую компанию по жилищному финансированию в США.

В 2004 году в Великобритании был основан первый самостоятельный банк, соответствующий принципам Шариата, Исламский Банк Великобритании, В 2006 году был основан Банк Лондона и Ближнего Востока, который на момент июля 2013 годы был самым крупным исламским банком в Европе. Некоторые банки предлагают продукты и услуги английским клиентам, в которых реализованы исламские финансовые принципы.

Если в 2004 году исламская финансовая отрасль стоила лишь 200 миллиардов долларов США, то в 2006 году достигла уже около 500 миллиардов долларов, а в 2019 году превысила 2,2 триллиона долларов США, так как в 2009- 2013 гг. темпы ее ежегодного роста составили 17,6 %. И последующие годы эта тенденция сохранилась. Например, в 2021 году этот показатель составил 3,06 трлн. долларов США. По прогнозам экспертов, к 2030 году, т.е. через семь лет, размеры исламских финансовых услуг вырастут в два раза.

И безусловно, Кыргызстану надо учитывать этот серьезный глобальный тренд, который будет влиять на развитие мировой экономики и попытаться максимально выгодно его использовать для себя.

В нашей стране принципы исламского финансирования, которые составляют основу исламской экономики, начали внедряться в 2010 году, когда Эко-Исламик банк Кыргызстана подписал с Исламским банком развития соответствующее соглашение. За эти годы создана необходимая законодательная база.

В 2018 году открылся Исламский Финансовый Центр в Бакай Банке, который также получил лицензию на ведение деятельности по исламским принципам.

Есть и другие банки в Кыргызстане, которые постепенно внедряют исламские принципы финансирования.

Суммарные активы банковского сектора в Кыргызстане за 2022 год увеличились на 33,5% и составили 482,2 млрд. сомов, в то время как на конец 2021 года были в объеме 361,1 млрд. сомов. При этом доля финансового рынка, основанной на принципах исламского финансирования остается незначительной, хотя Кабинет министров всячески стремится поддержать данный сектор.

Между тем, потенциал этой сферы в нашей стране огромный и пока остается не раскрытым. С учетом того, что абсолютное большинство населения нашей страны составляют мусульмане, то эта система рано или поздно займет свою нишу в финансовом секторе Кыргызстана. А денежных средств, как внутренних, так и внешних, для этого достаточно много. Только из России в Кыргызстан в 2022 году поступили 2,7 млрд. долларов США, которые при правильном подходе можно было бы направить для укрепления финансовой сферы нашей страны.

Ситуация с ковидом и мировые экономические кризисы показали, что исламская финансово-экономическая модель стабильна, а значит жизнеспособна.

Директор Департамента экономической дипломатии МИД КР
Авазбек Атаханов

Комментарии

Оставить комментарий