Интервью с экс-министром образования и науки КР Канатом Садыковым

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 18.10.24. /Кабар/. Мы решили поговорить о самом актуальном на сегодня вопросе – об образовании.

В самом начале нашего интервью давайте ещё раз познакомим вас с нашими читателями поближе. Итак, кто является самой большой гордостью в вашей жизни?

– Самая большая гордость в моей жизни - это мой отец, Жалил Садыков, который является автором слов гимна Кыргызской Республики и автором многих замечательных произведений, в том числе пьесы «Семетей сын Манаса». Также горжусь своим дедом Садыком, который был одним из основателей первой школы. В 1921 году в нашем селе Кичи-Кемин была построена первая школа. В 2011 году отмечалось её 90-летие, а в 2021 году – 100-летие. Я горжусь тем, что и дедушка, и отец многого достигли в сфере культуры и образования.

В бытность министра образования, наверное, немало было советов, как вести работу в целях улучшения системы образования. Какой совет вам больше всего пригодился?

– На посту министра образования мне пришлось поработать со многими людьми, которые занимали должности заместителя министра, статс-секретаря, руководителей вузов. Среди них был ректор КНУ Аскар Чукутаевич Какеев. Один из самых важных советов, который я получил от академика Аскара Чукутаевича, – это, независимо от должности, всегда сохранять уважение к собеседнику, с которым ты разговариваешь, и всегда ценить каждого человека, с кем тебе удаётся побыть вместе и поработать. Этот совет мне пригодился в жизни.

Расскажите о самом трудном решении, которое вы когда-либо принимали.

– Я считаю, что самым сложным решением был переход на Болонскую систему высшего образования, предполагающий то, что вместо пятилетней обучающей программы будет внедрена четырёхлетняя бакалаврская программа. Это сопровождалось большой трансформацией содержания этих программ. Принять это решение было очень трудно, так как были аргументы как за, так и против. Аргументом «за», который я для себя выбрал, было то, что по системе бакалавриата обучаются не только европейские университеты, но и самые передовые университеты Китая и Японии также выбрали путь подготовки через бакалавриат, магистратуру, докторантуру и PhD. Самые передовые азиатские страны тоже выбрали этот путь, и я лоббировал и настаивал на том, чтобы мы перевели не все программы на четырёхлетнее обучение. В пятилетней программе остались технические дисциплины, связанные со специализацией в современных технологиях и новых материалах. Подготовка гуманитарных кадров была переведена на четырёхлетнее образование без ущерба качеству. До сих пор мне сложно сказать, был ли я прав или нет. Болонская система успешно работает в странах, которые вошли в Европейский союз. Насколько она успешна, можно судить по достижениям европейской экономики и подготовки кадров. Если эти достижения позволяют странам развиваться, значит, система успешна.

Программа «Алтын Казык» нацелена на реформирование системы образования. Как вы думаете, почему именно сейчас важно переходить к 12-летней системе обучения? Какие ключевые преимущества она может дать нашим ученикам?

– Для того чтобы 12-летнее обучение было внедрено полностью, необходимы определённые условия и фундаментальные изменения. Это должны быть новые учебники, программы, переподготовка и повышение квалификации преподавателей, готовых к внедрению 12-летнего образования. Также нужна материально-техническая база, поскольку с введением ещё одного года обучения увеличивается количество учащихся шестилеток, что в свою очередь повышает нагрузку. Моё мнение – это решение было принято очень своевременно. В последние пять лет была проделана большая работа, чтобы перейти на 12-летнее образование, и чтобы шестилетние дети по всей республике могли посещать первый класс, так называемый класс для шестилеток. Для этого были подготовлены обучающие программы, внедрены учебники, методические пособия для учителей младшего возраста, и практические классы были оборудованы комплектами мебели для детей. Некоторые восприняли это решение как увеличение нагрузки на детей старшего возраста, но, наоборот, эта нагрузка равномерно распределена и способствует лучшей подготовке детей к обучению, решению психологических и педагогических проблем. Это решение было принято вовремя. Я не могу сказать, что оно полностью решит все проблемы 12-летней школы, но этот шаг был необходим и своевременен.

Как вы оцениваете профессионализм педагогов на сегодняшний день? Какие меры необходимо принять, чтобы улучшить квалификацию учителей?

– Основная проблема педагогов — это их подготовка в педагогических университетах и колледжах. Если подготовка не будет обеспечена материально, а именно не будут стимулировать будущих учителей, не будет уделяться внимание университетам педагогического профиля, если не будет поддержки, например, в виде стипендий, то это затруднит подготовку качественных кадров. Государство должно поддерживать будущих педагогов со студенческого периода, предоставляя лучшие общежития, более высокую стипендию и зарплату. Тогда начнётся конкуренция, и на педагогические факультеты будут поступать не те, кто получил низкие баллы на ОРТ, а лучшие абитуриенты. Сейчас уже сделаны первые шаги, повысили зарплату учителям, острая нехватка учителей уже не ощущается, но проблема в подготовке качественных новых кадров остаётся.

С какими трудностями, на ваш взгляд, сталкиваются педагоги и школы в период реформ? Как поддержать учителей и образовательные учреждения в процессе перехода к новой системе?

– Много трудностей связано с экономикой и неравномерным расположением нашего населения. В отдалённых школах не хватает учителей не потому, что они не хотят там работать, а потому что мало учеников, и учителю сложно набрать полную нагрузку и получать достойную зарплату в сельских и высокогорных районах. Это требует другого подхода, нужно делить школы на категории с учётом экономических условий. В села учителя не идут не потому, что зарплата маленькая. Я сам видел, когда учителю, которого направили в сельскую школу, было предоставлено жильё, и он с радостью работал. До сих пор эти семьи живут в тех домах, которые им обеспечило государство. Если не будет такой системы поддержки кадров, то и проблема не будет решена.

Какие результаты вы ожидаете от программы «Алтын Казык», когда она будет полностью задействована? Как эти изменения могут повлиять на будущее поколение и развитие всей страны?

– В программе заложены правильные ориентиры, и главный результат, на который я надеюсь, – это улучшение качества образования. Самая основная проблема, как я считаю, – это методика преподавания. Историю нашего государства должны преподавать лучшие учителя, и если методика будет эффективной, то мы увидим результаты. Я уверен, что министерство сможет добиться того, чтобы в школах и университетах преподавали профессионалы с высоким уровнем знаний.

Ваши пожелания команде Министерства образования и науки.

– Команде, которая сейчас работает, я бы пожелал, чтобы цели, поставленные в программе «Алтын Казык», и задачи, которые стоят перед ними от Администрации президента и Аппарата правительства, были реальными и финансово обеспеченными. Тогда оставшиеся задачи смогут выполнить высококлассные исполнители и методисты, которые обучат наших учителей наилучшим образом.

Комментарии

Оставить комментарий