ИАЦ «Кабар»: Всемирные игры кочевников – 2018. Алыш, история борьбы на поясах.

ВИК 2022 0

Читайте и смотрите нас в

История борьбы на поясах «алыш» уходит своими корнями в далекое прошлое, и этот вид является одним из древних спортивных игр у кыргызов. Борцы одеты в специальные футболки синего и зеленого цвета, штаны - белого, а пояс - красного цвета.

В исходной позиции голова спортсмена лежит на плечевой части соперника, при этом он следит за движениями ног соперника из-под своих рук. Борцы захватывают пояс соперника, прогнувшись вперед в своей поясной части, проведя правую руку соперника, а левую поверх его правой руки. Борьба проходит только в положении стоя. Задача каждого борца состоит в том, чтобы попытаться свалить соперника на лопатки, не отпуская его пояс.

В борьбе на поясах «Алыш» запрещены следующие приёмы:

- когда борец не дает сопернику захватить за пояс;
- когда борец проводит прием, отпуская одну руку;
- когда борец отпускает руки от пояса во время схватки;
- когда борец упирается головой в соперника и не позволяет ему провести прием;
- когда борец постоянно упирается руками в живот соперника.

Борьба на поясах «Алыш» является одним из основных видов в программе Всемирных игр кочевников. В этом году состоятся очередные игры и в преддверии этого увлекательного зрелища мы хотим рассказать вам об истории этой борьбы.

Как заявил историк Болот Тентимишев, «борьба на поясах — один из самых древних видов спорта. Это убедительно доказывают древние рукописи, документы и различные исторические памятники искусства. В разные годы специалисты находили наскальные рисунки с изображением борьбы на поясах в самых различных уголках Земли — в Центральной Америке, Африке, Европе, Азии. К примеру, неподалёку от Багдада в 1938 году была найдена бронзовая статуэтка двух борцов на поясах, которой примерно шесть тысяч лет. В китайской хронике «Тан Шу» XI века упоминается о соревновании по борьбе на поясах. В XI веке об этой борьбе рассказывал учёный и философ Авиценна».

«О тысячелетней истории борьбы также свидетельствуют ценнейшие памятники искусства восточной группы кочевников III и I веков до нашей эры. Например, сцены борющейся пары изображены на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая и на серебряных сосудах из городка на реке Обь в Тюменской области, где издавна жили тюркоязычные народы», - отметил историк.

На поясах боролись не только тюркоязычные народы. Ареал этого боевого спорта значительно шире и охватывает едва ли не всю современную Европу, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс и Испанию. Но у каждого народа борьба на поясах имеет свою специфику. Как сообщил историк Андрей Заболотний, «причина такой широкой распространенности лежит на поверхности. В древности одним из важных элементов конной атаки было умение выкидывать противника из седла. Этот элемент боевой подготовки воинов многих армий, от востока до запада, тщательно отрабатывался на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Так, успех в борьбе на поясах означал успех и в настоящем бою, потому в нем и совершенствовались многие народы».

Как заявил Андрей Заболотний, «к славянам традиция состязаний по борьбе на поясах перешла от тюркских народов. Этот вид борьбы был распространен в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. Все тюркские воины в мирное время повышали и оттачивали своё боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах. По мере развития оседлости у мужчин на одежде появился пояс или кушак, отсюда пошло и название», - отметил историк.

Для воспроизведения процесса схватки двух конников, находящихся в контакте, пояса в мирных условиях тренировки было вполне достаточно. Противники сближались и с дальней дистанции, схватив друг друга за кушаки, пытались подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. То есть точно воспроизводилась боевая схватка конников.

Много позже борьба трансформировалась в праздничные состязания. Во время народных праздников борьба на поясах является гвоздём национальных праздничных программ. Этот вид есть у многих тюркских народов: например, у карачаевцев она называется тутуш, у якутов — хапсагай, у кыргызов — алыш, у казахов и каракалпаков — курес, у узбеков — кураш.

Первый современный чемпионат мира по борьбе на поясах был проведён в 2002 году в Оше. Стоит отметить, что на первенство прибыли представители 21-й страны, которые и стали учредителями нового международного объединения – «Международная федерация борьбы на поясах "Алыш"» (IFWBA).

Борьба на поясах официально включена в мировую сеть неолимпийских видов спорта, этот вид борьбы поддерживает организация ЮНЕСКО. И наконец, борьба на поясах «Алыш» стала одним из основных видов в программе Всемирных игр кочевников, которые ежегодно проводятся в Кыргызстане.

Напомним, что инициатором проведения «Всемирных Игр Кочевников» выступила Кыргызская Республика. В 2012 году на саммите тюркоязычных стран в столице Кыргызстана была подписана Бишкекская декларация Президентами Казахстана, Азербайджана, Турции и Кыргызстана.

Цели и задачи игр

  • Сохранение и возрождение культуры кочевых народов мира, через укрепление культурных связей между странами-участницами.
  • Сохранение и вывод на международный уровень национальных видов спорта кочевых народов мира.
  • Поддержание учреждений, деятельность которых посвящена развитию и пропаганде этноспорта в мире.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий