Центрально-азиатский регион всегда притягивает взоры крупных государств и организаций. Данная территория имеет огромный потенциал для развития и получения дивидендов от различных вложений в неё. Европейский Союз не стал исключением. Дальновидная и мягкая внешняя политика организации может привнести в регион много полезного для будущего Центральной Азии. Для Кыргызстана, который взял уверенный и единственно верный путь демократического развития опыт работы с ЕС может придать большой импульс в качественной работе по усилению раскрытия всего имеющегося потенциала.
Хочется начать с исторических фактов. В 2007 году Совет Европейского союза принял документ ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства, в котором была закреплена общая для стран членов организации внешнеполитическая стратегическая линия по отношению к региону Центральной Азии. Стратегия была весьма обширной и предусматривала сотрудничество и развитие отношений между Европой и Центральной Азией в сфере энергетики, борьбы с терроризмом и охраны границ, образования, развития законодательства и права, защиты прав человека.
Как говорит политолог Вадим Тутлис, «главный недостаток стратегии ЕС 2007 года заключался в ее всеобъемлющем характере при очевидном недостатке действенных инструментов и низкой заинтересованности центрально-азиатских стран. Зачастую их лидеры начинали совместные образовательные или правовые программы, только для того, чтобы получить материальную помощь. Поэтому, несмотря на общую привлекательность европейской стратегии для стран Центральной Азии и высокую активность самого ЕС, реализовать ее так и не удалось. Многократно в стратегию вносились поправки и дополнения с целью повысить ее эффективность, однако предложенные инициативы и совместные программы имели практически нулевой результат. Экономическое отставание Центральной Азии усилилось, ее доля в мировом разделении труда осталась минимальным. По сути никто из участников политической карты Центральной Азии не почувствовал на себе работу этой стратегии. Редкие, дискуссионные встречи, где в основном обсуждались общие вопросы, и проблемы не принесли эффективного сотрудничества государств ЦА с ЕС».
Но вместе с тем, стоит отметить, что в последние несколько лет контакты представителей ЕС с лидерами стран Центральной Азии участились и их продуктивность возрастает от раза к разу. Обсуждаются различные проблемы такие, как: политические, экономические, культурно-гуманитарные, экологические.
В частности, накануне представители Европейского Союза, Центральной Азии, донорских организаций и международных финансовых учреждений собрались на региональный семинар в Алматы для обмена знаниями и опытом в области природоохранного регулирования и экологических стандартов.
Данный проект оказывает поддержку деятельности Рабочей группы ЕС-ЦА по окружающей среде и изменению климата. На семинаре были обсуждены проблемы улучшения доступа стран Центральной Азии к финансированию проектов, особенно по твердым отходам, управлению качеством воздуха, водным ресурсам и биоразнообразию.
Семинар позволил провести тщательный анализ общих экологических приоритетов в странах региона, а также предварительный отбор приоритетных концепций проектов для международного финансирования. Были обсуждены основные экологические директивы и стандарты ЕС в целях их возможного применения в процессе разработки потенциальных экологических проектов и программ для реализации в Центральной Азии.
Еще раз была отмечена важность экологической оценки для создания устойчивой рамочной структуры для реализации планов и программ в Центральной Азии.
Другим существенным вопросом отношений Европы и стран Центральной Азии является безопасность и совместная борьба с угрозами терроризма, исламского фундаментализма и радикализма.
Как говорит Тутлис, «ситуация в данной сфере также существенно изменилась. Основной центр нестабильности переместился из Афганистана в Сирию, где затяжной военно-политический кризис создал благоприятную среду для распространения экстремистских идеологий и возникновения новых террористических организаций. И Европейский Союз, и Центральная Азия оказались под прямой террористической угрозой, поскольку оба региона лидируют по показателям иммиграции населения с целью присоединения к таким группировкам, как, например, «Исламское государство». Европа, подвергшаяся серии крупных террористических атак, активно ищет механизмы ограничения и контроля над данными процессами. Находящаяся в непосредственной близости к региону Центральная Азия предоставляет для этого большие возможности. Поэтому вторым важным мотивом ЕС в регионе является намерение сохранить его стабильность и не допустить превращения Центральной Азии в новый очаг террористической активности».
Эти проблемы беспокоят данный регион сразу после прекращения существования СССР. Геополитическая стратегия по безопасности радикально изменилась. Суверенные государства центрально-азиатского региона в одиночку не могут противодействовать новым вызовам и угрозам. Поэтому взаимовыгодное сотрудничество в военной сфере с Европейским Союзом, это дополнительная возможность сохранить мир и порядок на территории Центральной Азии.
Наконец, третьей сферой пересечения интересов Европейского Союза и Центральной Азии является транспорт и инфраструктура.
«Потенциал сотрудничества в данной области действительно велик. Для Европы центрально-азиатские страны представляют ценность как новые рынки сбыта продукции. Сегодняшний уровень торговли между ЕС и странами Центральной Азии далек от потенциального уровня, поэтому европейский бизнес сильно заинтересован в развитии в регионе инфраструктуры, что позволит вывести торговые отношения на новый уровень. Для Европы не менее важен транзитный потенциал Центральной Азии, поскольку она в перспективе может связать ее с крупнейшим европейским торговым партнёром Китаем, который также проявляет большую активность на данном направлении, в частности, в рамках стратегии «Один пояс, один путь». Разумеется, находящиеся в самом центре Евразии центрально-азиатские страны с большой готовностью будут принимать каждую возможность освоить новые и перспективные проекты, которые могут упростить доступ на мировые рынки».
Как многим может показаться, новый стратегический подход Европейского Союза по отношению к Центральной Азии мало отличается от стратегии предыдущей, однако более пристальный взгляд на нее в контексте современных интересов ЕС показывает, что отличия есть и они существенны.
Как заметил эксперт, «от всеобъемлющего характера стратегической концепции 2007 года европейцы пришли к более четкому представлению о собственных национальных интересах. Элементы европейской политики во многих сферах деятельности будут совершенствоваться, однако в той степени, которая будет необходима для успешной реализации главных задач выработанной стратегии».
Хотя сами европейцы признают ограниченность собственных возможностей в Центральной Азии, более активная политика Европы в регионе приведет к заметным геополитическим сдвигам и переменам в отношениях между основными региональными игроками - США, Россией и Китаем. Что же касается позиции Кыргызстана по отношению к ЕС, то здесь практически вырисовывается ясная картина – Кыргызстану важны любые международные связи и контакты для того, чтобы продолжать планомерно развиваться, как демократическому государству. Также, гибкая внешняя политика позволяет республике быть привлекательной для инвестиций различных европейских стран в свою экономику. Это же позволит развивать весь имеющийся потенциал страны, которая имеет огромное желание выйти на более высокий уровень на политической карте мира.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий