Накануне состоялась итоговая встреча участников проекта «Программа повышения потенциала музеев Кыргызстана». Данный проект стал важным событием для отечественных музеев, содействуя выявлению, поддержке и продвижению лучших музейных проектов, направленных на сохранение и популяризацию культурного наследия Кыргызской Республики. В рамках программы участники побывали на интерактивных семинарах (в Чолпон-Ате, Оше, Бишкеке), к проведению которых были привлечены ведущие музейные эксперты России, Грузии, Украины. Многомодульная программа обучения была направлена на совершенствование навыков и усиление потенциала руководителей и специалистов музеев Кыргызстана, способствуя профессиональному росту и укреплению музейного сообщества.
Модули рассматривали такие актуальные темы, как «Музей в системе республиканского туризма», «Организация выставок», «Музей как площадка коммуникации и диалога сообществ», «Проектирование современной музейной коммуникации». Участники программы, представлявшие 25 музеев, в ходе реализации проекта получили возможность узнать опыт ведущих стран, наработали навыки музейного проектирования и предъявления своих коллекций. Также важными результатами семинаров стало расширение коммуникации специалистов, вовлечение местного сообщества в работу музея, укрепление профессиональных связей между участниками и экспертами, представляющих музеи России, Украины и Грузии.
Что касается планов на 2018 год, то у музеев Кыргызстана намечается довольно интересная жизнь. В частности, как рассказала исполнительный директор ОО «Центр музейных инициатив» Аида Алымова, «планируется запустить проект «Искусство книги». В рамках данного проекта планируется создать открытую библиотеку и одновременно экспозицию, посвященную искусству книги».
Как считает Алымова, «одним из наиболее интересных проектов станет «История под ногами». Это проект предусматривает разработку и организацию специализированного туристического маршрута по памятникам археологии Кыргызстана. Тур рассчитан как на старших школьников и студентов, так и на иностранных туристов, желающих получить новый опыт».
«Предполагается широкое использование на маршруте интерактивных форм показа объектов: поиски и сбор подъёмного материала; участие в моделировании древних технологических процессов; кратковременное участие в раскопках по желанию участников; осмотр объектов на рассвете и на закате», - рассказала Аида Алымова.
Исполнительный директор Общественного объединения «Центр музейных инициатив» также заявила о том, что «одним из наиболее дорогих, но вместе с тем и интересных проектов будет «музейный сувенир – эффективный инструмент для дохода и пиара». В рамках данного проекта предполагается разработать образцы, отобрать наиболее удачные и востребованные изделия, запустить их в тиражное производство. Главная задача состоит в том, чтобы сувениры отражали специфику музея, служили источником информации о музее».
Как подчеркнула Аида Алымова,
«приоритетное внимание отдаётся сувенирам, отражающим бренды Кыргызстана и отдельных музеев. Будут изготовлены реплики ювелирных изделий, копии археологических предметов, сувениры с использованием мотивов изобразительного искусства, архитектуры, национальных орнаментов, сюжетов легенд и мифов».
И это только часть проектов, которые запланированы на ближайшее время. Что же касается проблем, с которыми сталкиваются музеи, то Алымова назвала основные из них, «это отсутствие достаточного финансирования, нехватка специалистов в области музейного искусства, а также слабое внедрение новых технологий».
«Для того, чтобы привлечь в музеи большое количество посетителей и особенно среди молодого населения нужно уметь наладить контакт с ними на том языке на котором они привыкли говорить между собой, а именно активно использовать интернет, различные социальные сети. В таком случае можно будет рассчитывать на достаточную популярность и привлекательность музеев, как объектов, которые будут посещать в свободное время от любого рода занятий», - отмечает Алымова.
Но вместе с тем, она говорит о том, что «в последнее время намечается хорошая тенденция к росту популярности музеев, особенно этнографических, как у зарубежных туристов, так и среди местного населения страны».
Для того чтобы побудить некий музейный бум, как считает Аида Алымова, нужно проявлять большую самостоятельную инициативу непосредственно самим работникам музеев. «Под лежачий камень вода не бежит», - сказала Алымова. Нельзя, не согласится с известной пословицей. От нас самих зависит порой очень многое, для того чтобы улучшить работу в различных отраслях и сферах деятельности. Нужно воспитывать в себе новое сознание того, что прежде чем что-то заработать, нужно приложить к этому максимум труда и усердия, только в таком случае результат не заставит себя долго ждать.
Нельзя забывать и ещё об одной истине – без прошлого не будет будущего. В какое бы время мы не жили, в век ли новых технологий и глобальной популярности всемирной паутины, только память и сохранение народного наследия способны сберечь и приумножить духовный потенциал поколения. Со своей стороны поколение ни в коем случае не должно забывать свои корни, которые через века являются идентификатором национальной самобытности.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий