В Кыргызстане активно обсуждается вопрос передачи в частное управление государственных аэропортов Кыргызстана. Не так давно об этой инициативе сообщил вице-премьер-министр Кубатбек Боронов. В частности, Боронов сообщил, что в декабре была завершена работа по подготовке проектов передачи аэропортов Кыргызстана под внешнее управление в рамках государственно-частного партнерства.
Кому будет переданы в управление аэропорты Кыргызстана, и чего от этого ожидать, рассказал директор Центра государственно-частного партнерства при Министерстве экономики Данияр Абдылдаев.
- Сейчас активно обсуждается вопрос передачи во внешнее управление аэропортов Кыргызстана, можете прояснить, что это означает?
- Здесь со стороны правительства принимаются меры по реализации проекта ГЧП - Модернизация аэропортов КР. В начале прошлого года на основании распоряжения правительства КР была создана межведомственная рабочая группа по определению международного финансового института, который будет оказывать содействие в подготовке проекта ГЧП. По итогам работы этой рабочей группы в декабре прошлого года международная финансовая корпорация IFC была определена как советник правительства по подготовке проекта ГЧП. На сегодняшний день ведутся работы с IFC по подписанию соглашения. В частности, IFC будет готовить проект, полностью будет проводить анализ аэропортов, будут готовить ТЭО по этому проекту, после чего будет определяться масштаб и структура проекта. То есть, сколько аэропортов будет включаться в этот проект, на какой срок и на каких условиях, это все будет решаться по итогам анализов и ТЭО.
- То есть сейчас еще не определены аэропорты и сколько аэропортов будут модернизированы?
- Нет. Пока еще не определили, какие аэропорты, и в каком объеме они будут модернизированы. Сейчас мы говорим о том, что нужно проводить анализ и готовить ТЭО проекта. Мы только определили финансовую корпорацию, которая нам будет помогать в решении этих вопросов.
- Можете рассказать об этой финансовой корпорации?
- IFC – это международная финансовая корпорация, которая входит в группу Всемирного банка. Это довольно надежная корпорация. У IFC хороший опыт в целом по улучшению и модернизации инфраструктуры и привлечению частного сектора для этих целей. Кроме того, у IFC хороший опыт именно по подготовке и реализации проектов ГЧП. Они в своей практике уже не раз готовили проекты по аэропортам и привлекали туда частный сектор. То есть мы - не первая страна, у которой такой опыт имеется. У IFC есть в Африке подобный опыт, на Мальдивских островах, в Иордании и других странах. Также в мире довольно широко используются механизмы ГЧП, где аэропорты передаются частному сектору для управления и эксплуатации.
- То есть мировой опыт больше опирается на частное управление аэропортами? Вы можете привести примеры, когда ГЧП в управлении аэропортами было успешным или не было таковым?
- Да. Например, новый аэропорт Стамбула. Он тоже управляется по механизму ГЧП. Там управляет частная компания. Аэропорт Санкт-Петербурга Пулково тоже управляется по механизму ГЧП. Но у нас управление аэропортами это не будет отчуждение государственного имущества. Это означает передачу управления государственными объектами, активами во временное пользование на определенный срок, по определенным условиям.
- Чем обусловлена передача аэропортов в ГЧП? Это было заложено в стратегии ранее? Ведь мы знаем, что уже была попытка передачи аэропортов в частное управление.
- Вы же тоже летаете за границу, и видите, какое состояние других аэропортов в развитых странах. У нас проблемы аэропортов были и есть. Такая попытка по улучшению инфраструктуры уже была. Насколько мне известно, в 2014 году были попытки привлечения инвестиций в аэропорты. Но, кроме этого, в Национальной стратегии развития КР на 2018-2040 годы заложена задача по улучшению инфраструктуры аэропортов КР. По созданию авиационного хаба на базе аэропортов КР. То есть, мы должны активно получать выгоду от нашего месторасположения в географическом плане. Мы можем стать связующим узлом, соединяющим Юго-Восточную Азию и Европу. И в целях выполнения этой задачи в Стратегии развития КР на 2018-2040 годы есть пункт о реализации такого проекта. К 2023 году мы должны создать авиационных хаб на базе аэропортов КР.
- Уже определены частные компании, кому будет доверена модернизация и управление аэропортами? Кто и как будет определять компании?
- IFC отбирать компании не будут. Компании будут отбираться правительством, государственными органами. IFC будут помогать в подготовке проекта и по проведению тендера на определение частного партнера. На сегодняшний день какие-либо компании не определены. В первую очередь будет готовиться сам проект. И после чего уже будут предприняты меры по привлечению инвестиций. Тендер будет открытый, кто пожелает, они могут учувствовать, если эти компании будут соответствовать критериям отбора.
- Какие аэропорты у нас прибыльные, а какие на дотациях? Сколько у нас в стране аэропортов и какие из них работают?
- Насколько мне известно, у нас в стране 11 аэропортов, из них 5 аэропортов международного уровня, а остальные региональные аэропорты. Насколько мне известно, прибыльные аэропорты только в Бишкеке и Оше.
- Можете провести две параллели. Каковы перспективы в развитии аэропортов, если проект ГЧП все же реализуется и каковы перспективы развития, если этот проект не реализуется?
- Чтобы посмотреть перспективу, мы должны оглянуться назад. Что у нас было? С момента обретения независимости за эти 29 лет, что у нас изменилось именно в сфере аэропортов? То есть, инфраструктура крупных наших аэропортов в Бишкеке и Оше насколько она улучшилась и с какими темпами? Мне кажется, мы должны четко это понимать. За какой период, и за какой объем средств мы улучшили?
Если мы такими же темпами будем улучшаться, то мы через 20 лет можем немножко улучшить инфраструктуру, но не существенно.
А если мы сейчас будем привлекать инвестиции, это все опять же упирается в финансирование. Ведь все это время не хватало финансирования для резкого улучшения инфраструктуры аэропортов КР. А если мы привлечем инвестиции в достаточном объеме, то за 3-5 лет можно будет вывести наши аэропорты на мировой уровень. Просто даже если сравнить с аэропортом Стамбула, какая там инфраструктура, сервис, качество услуг, оказываемых аэропортами, сколько принимается бортов в день, какого уровня аэровокзальный комплекс, взлетно-посадочная полоса. То есть, у аэропортов тоже есть свои категории и они соответствуют всем мировым стандартам высокого уровня. А наши аэропорты, на мой взгляд, не соответствуют этим мировым стандартам высокого класса.
Поэтому, я уверен, что только путем привлечения инвестиций в аэропорты мы можем в кратчайшие сроки вывести качество аэропортов и инфраструктуры на мировой уровень.
Мы же постоянно говорим, почему европейские самолеты не могут летать через наш аэропорт, почему нет прямых рейсов. Потому что наш аэропорт не соответствует тем требованиям! А если мы привлечем международного оператора, который управляет аэропортами, то у этой компании будет возможность вывести наш аэропорт на более высокий международный уровень.
- Спасибо за интервью.
ИАЦ «Кабар»
Мирлан Киизбаев.
Комментарии
Оставить комментарий