• 86.5
  • 91.43
  • 0.87
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Проблемы развития предпринимательства и ювелирной отрасли в КР

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Сегодня в столичном «Park Hotel» проходит круглый стол, который проводится при участии аналитического центра «BizExpert», совместно с ОБСЕ. Тема круглого стола: "Ожидание бизнеса, результаты мониторинга реализации решений Совета по регулятивной реформе в ювелирном секторе".

Начиная с 2014 года Правительство КР, при поддержке ОБСЕ запустило проект «Системный анализ регулирования» (САР), экспертами которого проводилась системная работа по анализу законодательства, регулирующего сферу предпринимательство. Из 70 тысяч проверенных НПА было выявлено 1068 НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность. Был проведён анализ почти 2 тысячи административных процедур.

Экспертами проекта САР по всем этим НПА и административным процедурам были выработаны конкретные рекомендации, предусматривающие признание утратившими силу и упрощение, требующих внесение изменений и дополнений. С мая 2018 года Программный офис ОБСЕ в Бишкеке совместно с Аналитическим центром «BizExpert» при поддержке Министерства Экономики КР запущен механизм мониторинга принятых решений и их исполнения по направлениям. Одним из таких направлений была ювелирная отрасль.

Совместно с Министерством финансов КР экспертами было проанализировано 39 НПА, из них 14 НПА регулируют ювелирную отрасль. Было проведено несколько встреч с заинтересованными сторонами со стороны бизнес-сообщества. И в результате, экспертами было предложено 9 НПА признать утратившими силу и в 5 НПА внести изменения и дополнения.

Основные рекомендации предусматривали:

- исключение бланкетных норм в законодательстве, которые чётко не определяют пределы государственного регулирования (необходимо определение чётких пределов государственного регулирования);
- приведение норм в соответствие с Гражданским кодексом КР, Налоговым кодексом, законом КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», законодательством ЕАЭС, вышестоящими отраслевыми НПА;
- освобождение субъектов предпринимательства от процедуры апробирования и клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов не только импортируемых в КР, но и для отечественных производителей ювелирных изделий;
- регламентирование порядка пробирного надзора;
- разработка и утверждение формы отчётности о количестве поступившего лома и отходов драгоценных металлов от предприятий и организаций;
- включение нормы о передаче функции по апробированию и клеймению ювелирных (бытовых) изделий частным организациям, которые будут проходить аккредитацию в уполномоченном государственном органе;
-включение ссылки на НПА, имеющий более высокую юридическую силу;
- обеспечение законности НПА (согласно статье 7 Закона КР «О нормативных правовых актах КР» одним из способов обеспечения законности НПА является его опубликование);
- исключение устаревших, дублирующих и противоречивых норм в законодательстве.

Стоит отметить, что предложенные рекомендации уже в процессе исполнения.

Основной исполнитель в лице Департамента драгоценных металлов при Министерстве финансов КР разработали, согласовали и внесли в Аппарат Правительства соответствующие проекты постановлений Правительства.

На сегодняшний день из 14 НПА с рекомендациями принято 10 постановлений Правительства, где учтены предложенные рекомендации.

Частный сектор осуществляет свою деятельность на основе тех норм и положений, которые содержатся в законодательстве, и знает больше о различных коллизиях и противоречиях в нём. Здесь важно отметить то, что начиная от процесса формирования перечня НПА в сфере предпринимательства и до внесения рекомендаций в государственные органы, бизнес активно принимал участие.

В ювелирном секторе при анализе и выработке рекомендаций активное участие принимали представители этого сектора, а именно Союз ювелиров и предпринимателей КР, а также Ассоциация ювелиров, которые внесли свои предложения по созданию условий видения бизнеса в стране.

Как заявил во время круглого стола Президент ОЮЛ «Союза ювелиров и предпринимателей КР Сталбек Акматов, «хорошо, что начал осуществляться мониторинг. Именно это позволит отразить большой потенциал ювелирной отрасли в КР. Мы, ювелиры, благодарим Аналитический центр «BizExpert», офис ОБСЕ и Министерство экономики за всестороннюю поддержку ювелиров Кыргызстана. Вы проделываете большую работу. Но необходимо заняться реальным усовершенствованием нормативно-правовой базы для того, чтобы ювелиры республики смогли раскрыть свой потенциал целиком».

Далее Акматов привёл причины, которые тормозят развитие отрасли:

- отсутствие возможности легально приобретать сырьё на первичном рынке;

- наличие выгод «сектора услуг» (скупка, продажа, добыча) драгоценных металлов в условиях «искусственного дефицита», порождает теневой оборот золота;

- проведение политики развития торговли (импорта) и (экспорта) сырья в ущерб развитию производства;

- выгоды от экспорта в ущерб внутреннему потреблению.

Как сказала эксперт АЦ «BizExpert» Индира Арунова, «проблемы развития ювелирной отрасли заключаются в том, что на данный момент наблюдается несовершенство в нормативно-правовой платформе. Стоит обратить внимание на то, что некоторые нормативно-правовые акты не идут в шаг со временем. Это и определяет стагнацию в развитии данной прибыльной отрасли».

В свою очередь Министр экономики КР Олег Панкратов заявил следующее: «Мы неоднократно проводим различные Круглые столы и другие мероприятия с надеждой на то, что те дискуссии и споры, которые проходят на них смогут возродить ювелирную отрасль в республике. Но пока особых сдвигов в этом направлении не наблюдается».

Глава Министерства экономики заявил, что «есть надежда на то, что в этот раз данное мероприятие создаст прецедент и оживит развитие такой важной отрасли для Кыргызстана. Стоит уже перейти от слов к конкретным делам».

Завершился круглый стол итогами пленарного заседания. И на этот раз, есть основания полагать, что данное мероприятие смогло придать нужный импульс к решению накопившихся проблем, как в среде предпринимательства, так и по части ювелирной отрасли в КР.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий