ИАЦ «Кабар». Потенциал и развитие гидроэнергетики Кыргызстана. Перспективы и барьеры

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В Бишкеке накануне завершил работу четвертый ежегодный международный конгресс и выставка «Гидроэнергетика Центральная Азия и Каспий». Это профессиональная площадка для диалога, обмена опытом, поиска решений и консолидации усилий представителей власти и бизнеса для эффективной реализации целого ряда проектов строительства и модернизации, реконструкции гидроэлектростанций региона (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Иран, Армения, Грузия и Россия). Одним из ключевых тем на данной площадке стал вопрос строительства, модернизации и эксплуатации ГЭС по всему региону.

Как известно, Кыргызстан имеет множество горных рек, которые в свою очередь представляют перспективу повышения генерирующих электроэнергию мощностей. В этом плане республика обладает гидроэнергетическим потенциалом и большими возможностями выработки чистой энергии на реках Кыргызстана в крупных объемах. Это довольно привлекательная область для инвестиционных организаций. В этом ключе руководство страны практически непрерывно ведет работу по поиску инвесторов для реализации ряда крупных, средних и малых проектов строительства ГЭС в Кыргызстане.

Как сообщил первый зампредседателя правления Нацэнергохолдинга Абдылда Исраилов, выступая на мероприятии, Кыргызстан в настоящее время имеет несколько готовых к реализации не дорогих проектов ГЭС, которые могут окупить себя в кратчайшие сроки. По его словам перспективными проектами являются каскад Папанской ГЭС, Кировской ГЭС и Каракульской ГЭС.

«Строительства Кировской ГЭС составляет 23 млн долларов, а потенциал - 91,4 млн киловатт часов, стоимость проекта Папанской ГЭС - 28 млн долларов, при этом выработка - 106 млн кВтч, а Каракульская ГЭС - 20 млн долларов, выработка - 110 млн кВтч. ТЭО к этим ГЭСам уже разработаны, имеются инфраструктурные и другие условия», - сообщил Исраилов.

О заинтересованности в реализации крупных проектов ГЭС в Кыргызстане, таких как Камбарата-1 и Верхне-Нарынский каскад (ВНК) ГЭС высказался представитель Ирана, директор офиса иностранных проектов компании Water& Power Resoursec Development Co. Шахрам Джалали. В частности он выразил заинтересованность проектом ВНК ГЭС и сообщил, что компания была готова принять участие в реализации проекта Камбарата-1 и ВНК в то время, когда был заключен договор о реализации проекта с российской компанией РусГидро, однако иранской стороне не предоставили ТЭО для изучения проекта.

«Мы были готовы инвестировать в этот проект. Нам нужна была информация, чтобы понять о размерах расходов и оценить возможности. Когда мы попросили власти Кыргызстана предоставить ТЭО, чтобы можно было подумать над проектом, нам отказали, сославшись, что это секретная информация», — заявил Джалали.

Отвечая на вопросы, не влияют ли санкции США на возможности компании, и что он думает о ситуации вокруг РусГидро, Джалили отметил, что компания лишь частично принадлежит правительству Ирана, и санкции США в отношении Ирана никак не затрагивают работу компании.

«Мы можем работать и за рубежом. На нас санкции не распространяются. У нас есть серьезные планы по реализации перспективных проектов. Но, здесь многое зависит от правительства страны, где находятся объекты. Если мы получим достаточную информацию и будут решены проблемные вопросы, возможно, мы профинансируем эти проекты», - ответил Джалили, добавив, что иранская компания могла бы принять участие в разрешении вопросов с РусГидро.

Справка: Соглашение с РусГидро было подписано в 2012 году тогдашним президентом КР Алмазбеком Атамбаевым. К работам российская компания приступила в 2013 году. Главой правительства КР с 5 сентября 2012 по 25 марта 2014 года был Жанторо Сатыбалдиев. В январе 2016 года Кыргызстан денонсировал соглашение с РусГидро.

О возможном начале строительства Камбаратинской ГЭС-1 высказался главный энергетик страны, председатель правления Нацэнергохолдинга Айтмамат Назаров. По его словам, проект Камбаратинская ГЭС-1, был и остается одним из самых перспективных энергетических проектов в регионе. Для его реализации в настоящее время ведутся переговоры с инвесторами.

«Мы ведём переговоры с несколькими инвесторами и финансовыми структурами. Думаю, в скором времени мы объявим о начале этого проекта. Мы хотим придать статус национального этому проекту. Официальное заявление об этом будет делать правительство», - сказал Назаров.

На вопрос о возможном участии Узбекистана в реализации проекта Назаров отметил, что в настоящее время имеется действующий меморандум о совместном строительстве ГЭС с Узбекистаном.

«Скорее всего, у нас будут переговоры с узбекской стороной, также мы намереваемся вести переговоры с казахской стороной, и если они будут согласны, мы намерены совместно реализовать проект. Мощность Камбаратинской ГЭС-1 составляет 1860 мегаватт при годовой выработке более 6,5 млрд кВтч», - сказал глава Нацэнергохолдинга, отметив, что начать проект планируется собственными силами, а после возведения инфраструктуры к проекту подключатся партнёры. Мы собираемся построить первичную инфраструктуру, это подъездные пути, тоннели, мосты и подготовить строительную площадку», - пояснил Назаров.

В свою очередь, отвечая на вопросы журналистов, руководитель проектного офиса «Самрук-Энерго» (Казахстан) Ернур Джиенбаев сообщил, что предложения от Кыргызстана по поводу участие в реализации проекта Камбарата-1 в адрес крупнейшего энергохолдинга Казахстана не поступало.

«Насколько я знаю, нам не поступало предложения об участии в этом проекте. Проект Камбарата-1 достаточно крупный, стратегический и конечно такие вопросы должны решаться комплексно на более высоком уровне, это должно быть волевое желание и решение руководителей государственных органов и заинтересованных компаний», - сообщил Джиенбаев.

Представитель «Самрук-Энерго» выразил сомнение в реализации проекта при тех условиях, которые имеются на данный момент, так как инвесторы не будут вкладывать средства в проект, которые не гарантирует возвратность средств, при нынешних тарифах на электроэнергию.

«На сегодняшний день я пока не вижу механизмов, которые бы позволили реализовать данный проект. Сейчас любой инвестор, бизнесмен рационален и он ищет те проекты, которые будут выгодны, гарантируют возвратность средств. Если у государственных органов будет желание обеспечить возвратность средств, обеспечить возвратность инвестиций, если сделать прозрачный механизм, который обеспечит возвратность средств, то я уверен, что не только Казахстан и Узбекистан, другие страны тоже будут заинтересованы в реализации этого проекта. Потому что Камбарата-1 действительно очень перспективный проект. Сейчас на бумаге он очень красивый, но повторюсь, надо смотреть на его возвратность вложенных средств», - сказал Джиенбаев.

По его словам основная проблема в том, что рынок не гарантирует возвратность средств, даже при реализации проекта CFSA1000. Так как не оговорены тарифы и рынки куда будет сбываться выработанная электроэнергия.

«По факту тарифы это и есть гарантия возврата вложенных средств, и я повторюсь, этот проект очень большой, достаточно дорогой, не все могут его потянуть. На сегодняшний день я не думаю, что Самрук-Энерго сможет ввязаться. Возможно вместе с другими большими компаниями, но на сегодня этот проект очень дорогой, ну и так как Самрук-Энерго это государственная компания, она заинтересована в развитии собственных казахстанских источников энергии», - добавил Джиенбаев.

Справка: Примерная стоимость Верхне-Нарынского каскада ГЭС составляет 700 миллионов долларов. Его мощность может составить 238 мегаватт. Стоимость строительства Камбаратинской ГЭС-1 превышает 2 млрд долларов, при этом проектная мощность Камбарата-1 около 2 тыс мегават, ежегодный объем производства электроэнергии – 5 млрд кВт/ч, что на 1 млрд кВт/ч больше чем крупнейшая в Кыргызстане Токтогульская ГЭС.

Еще одной из главных проблем, которые обозначили отечественные энергетики Кыргызстана, это устаревшее оборудование вырабатывающих предприятий. Как сообщил заместитель гендиректора ОАО «Чакан ГЭС» Кубанычбек Астапаев, некоторым гидроагрегатам малых ГЭС в КР уже более 100 лет.

«Наши ГЭС были введены в работу с 1928-го по 1957 год. В то же время возраст некоторых гидроагрегатов составляет 104 года. Они были перевезены из Европы и смонтированы в Кыргызстане в период Великой Отечественной войны, соответственно они требуют больше внимания», - сообщил Астапаев.

Основной проблемой Астапаев назвал высокую изношенность оборудования. Поэтому ежегодно растут расходы на обслуживание. В перспективе, по его словам, компания планирует замену старых агрегатов на новые, что должно повысить их производимость на 25%.

Мероприятие проводилось при поддержке и участии Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования КР, Агентства по продвижению и защите инвестиций, Нацэнергохолдинга КР, Электрических станций.

Мирлан Киизбаев,
ИАЦ «Кабар».

Комментарии

Оставить комментарий