Основной движущей силой любого союза, или объединения являются живые люди, политики, идейные вдохновители, мотиваторы, политические элиты. Без их энергии и прямого интереса сложно себе представить процессы, которые бы объединяли целые государства. Поэтому роль политических элит в процессе формирования, укрепления и развития ЕАЭС также играет первичную роль.
Как рассказал профессор СПбГУ Александр Курочкин, «политическая элита как наиболее активная компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она использует различные технологии и инструменты, позволяющие участвовать в разработке и принятии стратегических решений, руководстве их реализацией, определении направлений общественного развития, формировании внутренней и внешней политики государства. Важнейшее место в арсенале политической элиты занимает международное позиционирование, целью которого является получение международной поддержки, достижение и удержание позиций в межгосударственном рейтинге, повышение авторитета страны на международной арене. Наиболее эффективным и успешным примером международного позиционирования выступает продвижение евразийского интеграционного проекта, который, во-первых, является результатом элитного конструирования, во-вторых, реализуется только при активном участии элит ряда постсоветских государств».
Идея создания на пространстве СНГ качественно нового интеграционного объединения принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который выдвинул её ещё в марте 1994 года. Напомним, что 8 декабря 1991 года руководители Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором признали, что «СССР как субъект международного права и геополитическая реальность» прекратил свое существование. Затем, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нём зафиксировано, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 году и вышла из его состава 18 августа 2009 года. В Соглашении о создании СНГ указывалось, что оно основывается на исторической общности народов, сложившихся между ними связях и двусторонних договорах.
Стоит напомнить, что стороны провозглашали, что «будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства».
«Важным разделом Соглашения являлась договоренность о сотрудничестве государств-членов Содружества в обеспечении международного мира и безопасности, сохранении и поддержании под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства, включая единый контроль над ядерным оружием, о совместных гарантиях необходимых условий размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил», - отметил эксперт.
Однако со временем СНГ столкнулось с рядом не решаемых проблем. Авторитет нового Союза падал на международной арене. А ныне это объединение нуждается в серьёзных реформах и преобразованиях.
Как рассказал Курочкин, «очевидно, что такая оценка СНГ заставила лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. В октябре 2011 года в газете «Известия» были опубликованы программные статьи президентов России, Белоруссии и Казахстана, посвященные созданию Евразийского союза. Все три статьи содержали сюжеты, в которых затрагиваются ключевые проблемы постсоветской интеграции. В частности, интеграционный процесс в современных условиях; принципы и ценностные основания интеграции; история интеграционной идеи и институтов; отношение к СССР и СНГ; оценка текущей ситуации и многое другое. Изложение президентами трех стран своего видения было особенно важно в контексте многочисленных дискуссий и критического, а порой откровенно негативного отношения к евразийской интеграции».
Неприятие евразийского интеграционного проекта вначале поставило под угрозу зарождение нового союза. Критические стрелы полетели отовсюду. Но политическая воля и решимость политических элит России, Белоруссии и Казахстана, на первых парах, предопределила дальнейшую судьбу нового и надо уже констатировать успешного союза. Надо сказать, что перспективы его развития с каждым годом становятся всё явными.
Следующим этапом стало осуществление провозглашенных целей в практической плоскости. Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана стало реальностью в 2012 году, а уже в 2014 была учреждена международная организация региональной экономической интеграции – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Практическое функционирование ЕАЭС началось 1 января 2015 года, в этом же году к нему присоединились Армения (2 января 2015 года) и Кыргызстан (12 августа 2015 года). На саммите ЕАЭС в Бишкеке, который состоялся 14 апреля 2017 года Молдавия обратилась с просьбой о предоставлении статуса страны-наблюдателя в этом интеграционном объединении и подписала меморандум о сотрудничестве с ЕАЭС.
«Если изначально стратегическими целями ЕАЭС были заявлены создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения и формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, то в последующие годы евразийская тематика приобрела особую значимость в заявлениях политических лидеров и программных государственных документах, определяющих стратегии решения глобальных и региональных проблем. Сегодня в контексте евразийской интеграции рассматриваются вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества, экологии, терроризма, наркотрафика, вооруженных конфликтов, расширения НАТО, мирового экономического кризиса, евроинтеграции, нарастания миграционных потоков, угрозы утраты цивилизационной самобытности, кризиса традиционных ценностей, кибербезопасности», - подчеркнул эксперт.
Сейчас ЕАЭС активно ищет пути сотрудничества с другими серьёзными организациями, такими, как: Европейский Союз, Шанхайская Организация Сотрудничества и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Этот процесс неизбежен, поскольку в современном положении дел и их особенностях невозможно абстрагироваться от внешнего мира. Напротив, подобные перспективные контакты смогут ещё больше укрепить международный имидж любого союза, а также запустить механизмы развития с ещё большей силой.
Обязательно стоит сказать, что в «Стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2018–2040 гг.» четко обозначены социальные перспективы республики. Приоритетом её устойчивого развития названа экономика, состояние которой является главным фактором суверенитета и национальной безопасности государства. В свою очередь, подъём экономики невозможен без свободного перемещения людей, товаров, капиталов и услуг.
Президент КР Сооронбай Жээнбеков на церемонии инаугурации, состоявшейся 24 ноября 2017 года, подтвердил, что «Кыргызстан продолжит активное участие в международных интеграционных процессах. Будет активно участвовать, в том числе в рамках ООН, ШОС и ЕАЭС. Курс дружбы, союзничества с Россией будет укрепляться. Отношения с Китаем будут строиться на принципах добрососедства. Взаимодействие с государствами Центральной Азии основано на многовековой общности культур, и отношения будут развиваться на основе взаимовыгодности: уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга. Продолжится тесный диалог с ЕС. Планомерно будет развиваться сотрудничество с Турцией и США.
Надо признать, что доверие к ЕАЭС среди граждан государств-членов находится на высоком уровне. Это свидетельствует о том, что новый союз действительно дал толчок для последующего развития странам, которые проявили политическую волю и решимость по осуществлению интеграционного процесса.
«Хочу напомнить, что в июне-июле 2017 года была проведена шестая волна измерения интеграционных настроений населения в Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане. Всего было опрошено 8,2 тыс. человек. Согласно результатам опроса население семи участвовавших в исследовании стран в целом относится к ЕАЭС положительно. Среднее значение доли респондентов, поддерживающих объединение, для всех стран составляет 64%. Среди государств-членов ЕАЭС наивысший уровень поддержки евразийской экономической интеграции зафиксирован в государствах Центральной Азии – в Кыргызстане (83%) и Казахстане (76%). За прошедший год показатели в этих странах практически не изменились. Также высокий уровень поддержки зафиксирован в России (68%)», - заметил Курочкин.
Приведенные примеры свидетельствуют об эффективности проводимой внутренней политики в странах ЕАЭС, а также проявлении сильной политической воли руководителей государства. Можно сделать вывод о том, что технологии международного позиционирования элитного евразийского проекта соответствуют установкам общественного мнения, а лидеры, предложившие и реализующие этот проект, опираются на поддержку населения, что может быть использовано ими при решении внутриполитических задач.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий