• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Открытые образовательные ресурсы: будущее уже сегодня

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Главной целью данного направления является развитие открытых образовательных ресурсов (ООР), которые обеспечивают свободный и бесплатный доступ к образовательным ресурсам в сети на кыргызском языке. ООР открывают новые возможности для создания и совместного использования все более расширяющегося спектра образовательных ресурсов, где особенно актуально создание уникального местного контента для пользователей на их родном языке.

Создание локальных открытых образовательных ресурсов также является важным составляющим в части продвижения Открытых Образовательных Ресурсов. Большое количество уникального локального ресурса остается недоступным для общего пользователя, в то время как, открытое лицензирование могло бы в разы увеличить количество цифрового материала на местных языках.

Цель данного направления стимулировать участие обычных пользователей, авторов учебников, преподавателей, разработчиков и других активистов в создании, адаптации и распространении ООР для того, чтобы повысить качество и количество местных ООР направленных на улучшение качества образования.

В ходе реализации проекта поставлены следующие задачи:

1. Разработка и подготовка информационных материалов об ООР и проекте;
2. Проведение семинаров в ВУЗах Кыргызстана для повышения осведомленности о возможностях и преимуществах ООР;
3. Организация информационных мероприятий по результатам проекта.

Участниками проекта являются:

— Научная библиотека Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова;
— Научная библиотека Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына;
— Научная библиотека Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина;
— Научная библиотека Кыргызской государственной юридической академии.

Сегодня в мире созданы и размещены в Интернете тысячи коллекций, содержащих в открытом доступе миллионы образовательных ресурсов — лекционных курсов, электронных учебников, учебных и методических пособий, обучающих модулей, аудио- и видеоматериалов, тестов, компьютерных программ, а также других материалов, которые могут быть использованы для предоставления доступа к знаниям.

Международный опыт показывает, что учебные заведения, которые предоставляют доступ к качественным курсам и материалам через Интернет, добились значительных успехов в привлечении новых студентов и укреплении своей репутации, что, в свою очередь, способствует реализации ими их общественной миссии.

Высшие учебные заведения могут сыграть важную роль в поддержке продвижения ООР путем создания эффективных механизмов не только для создания собственных Открытых Образовательных Ресурсов, но и использования материалов, разработанных за их пределами, а также в информировании широкой общественности о результатах проводимых научных исследований, что способствует привлечению дополнительных источников финансирования.

Как рассказала Лира Самыкбаева, Директор информационной программы фонда «Сорос-Кыргызстан», «само понятие Открытых Образовательных Ресурсов возникло в эпоху развития новых технологий. Не так давно все образовательные ресурсы хранились исключительно в книгах. Книги же были доступны только в библиотеках. То в современную эпоху, когда развитие интернета достигает точки апогея, доступ к различным источникам, а подчас и к уникальным ресурсам, будет достигаться, гораздо проще, а что самое важное – повсеместно».

«Главной задачей ООР – это распространение образования, причём высококачественного, которое будет доступно в каждом уголке земного шара. Отсюда возникли такие понятия, как электронный учебник, электронная библиотека, видеокурсы и так далее. Очень важным моментом нужно считать то, что подобный проект может дать огромный шанс и возможности для людей с ограниченными способностями, среди которых немало очень талантливых людей, которые тянутся к знаниям и могут принести огромную помощь обществу, науке и в других областях в любом государстве мира», - отметила Лира Самыкбаева.

Как подчеркнула эксперт, «важнейшим аспектом в данной работе должно стать уважение к авторским правам. Это довольно тонкая грань. Нужно получить разрешение от автора на пользование ресурсом в цифровом формате».

«В ООР распространены пять правовых основ: копирование, сохранение, передача данных, право на редактирование, распространение в коммерческих целях. Данные правовые аспекты были заложены довольно давно. Порядка 20 лет назад эти принципы были заложены и закреплены Массачусетским университетом», - заявила Самыкбаева.

«На данном этапе работы в рамках Открытых Образовательных Ресурсов отечественные Университеты занимаются развитием дистанционного образования. Основой, фундаментом любого дистанционного образования являются материалы, которые хранятся в электронном формате, которые можно в свою очередь дистанционно отправить студенту. ВУЗы занимаются тем, что совершают попытки поставить на прочные рельсы именно качественное и бесперебойное дистанционное образование. Тем самым развивают и непосредственно Открытые Образовательные Ресурсы, внося свой весомый вклад в данный процесс», - отметила Лира Самыкбаева.

В век развития новых информационных технологий важно, чтобы и профессорско-преподавательский состав шёл в ногу со временем.

Как отметила Лира Самыкбаева, «этот процесс самый сложный. Адаптировать преподавателей к новым формам обучения, чтобы они по-прежнему могли оставаться в авангарде учебного процесса. Это будет зависеть уже от личного человеческого ресурса и способностей каждого преподавателя в отдельности».

Открытые Образовательные Ресурсы – это новый серьёзный вызов на будущее Кыргызской Республики, с которым страна, и общество, и обыкновенный люди должны, бесспорно, справится. Ведь именно от этого будет зависеть будущее Кыргызстана.

«Нельзя научиться решать свои задачи новыми приёмами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приёмов», - Владимир Ленин.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий