• 86.96
  • 91.03
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: «Один пояс, один путь»: китайский проект будет способствовать развитию стран ЦА

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Одна из самых обсуждаемых тем в последнее время – это китайская инициатива «Один пояс, один путь», которая может оказать чуть ли не решающее влияние на развитие целого центрально-азиатского региона. Сегодня, 18 апреля состоялся круглый стол на тему: «Кыргызстан и инициатива «Один пояс, один путь»: от прошлого в будущее». Мероприятие прошло в стенах КГУ им И. Арабаева.

Территория Кыргызстана в древности располагалась вдоль «Великого Шелкового пути». Народы Центральной Азии благодаря торговому пути имели возможность стать обладателями научных знаний, передовых технологий, достижений во многих областях того времени, более того внося и собственный вклад в развитие «великого Шёлкового пути».

Политологи, общественные деятели, эксперты в ходе обсуждения отметили, что инициатива «Один пояс, один путь», имея такую богатую историю, корни в современном мире является актуальной идеей, платформой, которая способна объединять страны, на принципах взаимовыгодного сотрудничества, развития экономик, культур и науки.

Как отметил эксперт Кайрат Осмоналиев, «на самом деле, это грандиозный проект. Уже сейчас существуют точки роста, и развитие этого проекта будет целенаправленным. По-правде сказать, что подобная инициатива совпала с тем, что у России возникли некоторые затруднения в экономическом плане из-за действия западных санкций. Это открыло новые возможности для Китая. Но нужно не терять бдительности, особенно отечественным политикам. Чтобы Кыргызстан не был просто точкой на карте, через которую пройдут все инфраструктурные пути. Свои интересы стоит не только соблюдать, но и отстаивать. Кыргызстану всегда есть, что предложить и нужно активно продвигать свой рынок, чтобы в рамках этой инициативы сложились партнёрские, доверительные и взаимовыгодные отношения. Также, хочется отметить, не менее важно то, чтобы подобная инициатива не ставила под угрозу интересы национальной безопасности. Об этом никогда не стоит забывать. Но всё же я вижу, что эта инициатива «Одного пояса, одного пути» должна сыграть в конструктивном ключе, как в регионе в целом, так и в Кыргызстане в частности. Повторюсь, нужен взаимный интерес, а не игра в одни ворота. Главное не отдать свой рынок, а предложить его».

Следует напомнить, что инициатива «Одного пояса, одного пути» возникла в 2013 году в Астане (ныне Нур-султан, - примечание автора). На сегодняшний день сторонников этого проекта насчитывается более 120 стран.

Кыргызстан, являясь стратегическим партнером КНР, а также участником инициативы «Один пояс, один путь» активно участвует в процессе сопряжения с данным проектом. В конце апреля Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков намерен посетить международный форум, который будет посвящён как раз данному амбициозному проекту, который будет проходить в Китае.

По мнению эксперта Бакыта Бакетаева, «пока для успешной реализации этой инициативы не хватает чёткости политических решений, а также гармонизации правовой базы. Будем надеться на то, что визит главы государства в Китай сможет прояснить некоторые тупиковые обстоятельства, которые в любом случае нужно будет преодолевать. Есть убежденность в том, что следует находить гибкие решения в поиске взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия, чтобы эта инициатива ни в коем случае не прошла мимо Кыргызстана».

Эксперты отметили огромный потенциал для развития сотрудничества в рамках проекта «Один пояс, один путь», выделив и сферу сотрудничества в области информационных технологий, где Кыргызстан может выступить информационным хабом для обработки и передачи данных, поступающих из Китая в страны других регионов, так и в обратном направлении.

Следует добавить, что участие в китайских проектах инициативы «Один пояс, один путь» поможет странам Центральной Азии запустить новые производства и новые центры развития, создать новые рабочие места. Это немаловажно для густонаселенного региона Центральной Азии, считает заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН Елена Кузьмина.

Напомним, что в Пекине 26-27 апреля пройдет 2-й Форум международного сотрудничества «Один пояс, Один путь», в котором примут участие представители многих стран Центральной Азии.

По словам эксперта, для большинства стран Центральной Азии в рамках китайской инициативы важны, прежде всего, транспортные проекты. В их числе автомагистраль «Западная Европа - Западный Китай», железнодорожные проекты «Север - Юг», Центральный коридор Трансазиатской железной дороги и «Чуньцин - Дуйсбург». В этих транспортных коридорах задействованы все страны региона.

«Казахстан свои дороги строил на национальные средства с привлечением ряда китайских кредитов. Сейчас такую же политику проводит Узбекистан. Кыргызстан и Таджикистан также придерживаются данного направления», - сказала эксперт.

По её словам, участие в китайской инициативе «Один пояс, один путь» будет способствовать экономическому развитию стран региона. «Мировая практика показывает, что вдоль дорог всегда возникают новые производства и новые центры развития», - пояснила Кузьмина.

Также важнейшим проектом для региона является газопровод «Китай - Центральная Азия», отмечает эксперт.

«В нем пока задействованы только три страны - Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Речь идет о разработке всего комплекса ТЭК, от разведки и добычи до транспортировки природного газа. Это позволяет развиваться также сопутствующим отраслям: нефте - и газохимии, переработке сопутствующих природных материалов и так далее. А это новые рабочие места, что немаловажно для густонаселенного региона», - заявила Кузьмина.

Эксперт отмечает, что китайские инвесторы также участвуют в проектах на каскаде Cарыджазских и Камбаратинских ГЭС в Кыргызстане, возведении угольных теплоэлектростанций, в реконструкции Уч-Курганской ГЭС. В Таджикистане Пекин ограничивается проектами на внутренних реках и сооружением ЛЭП: ГЭС «Нурабад-1» на реке Хингоб (650 миллионов долларов), угольная ТЭЦ в Душанбе (400 миллионов долларов), модернизация ЛЭП «Север - Юг» и «Лолазор - Хатлон» (61 миллион долларов).

С Узбекистаном подписан договор о сотрудничестве, предполагающий создание малых и средних ГЭС в стране стоимостью 2,7 миллиарда долларов.

На данном мероприятии эксперты отметили, что Кыргызстан из-за своего месторасположения может предложить инициативе «Один пояс, один путь» создание логистических центров для обработки, хранения и отправки товаров. Выделив в качестве реального примера успешно функционирующий рынок «Дордой».

Также Кыргызстан обладает большими возможностями в области сельского хозяйства и туризма. Так, что перед Кыргызстаном и странами Центральной Азии появилась новая перспектива развития региона, который может превратиться в оазис мировой экономики.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий