О развитии логистики, в частности мультимодальных перевозок в интервью агентству «Кабар» рассказал председатель Комитета ТПП КР по развитию транспорта Талантбек Маткерим уулу.
- Много лет говорится о необходимости строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, на ваш взгляд, что это даст Кыргызстану?
- На мой взгляд, проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан через Иркештам приведет к полной экономической независимости Кыргызстана и проложит путь к европейским рынкам. Как известно, на сегодняшний день все, товары из Китая доставляются в Европу исключительно по железнодорожным путям через Хоргос (Казахстан). Для примера: грузопоток из КНР через Казахстан составляет свыше 15млн. тонн в год. Если нам удастся обеспечить транзит через Кыргызстан, то по разным оценкам наша страна может зарабатывать до 200 млн. долларов США в год.
По информации, которую недавно распространила пресс-служба Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, только за прошлый год соседняя республика, на транзитных перевозках, заработала свыше 1,184 млрд. долларов США, объем транзитных грузов, перевезенных через территорию Казахстана по железнодорожным путям, составил более 19 млн. тонн.
- Понятно, что строительство новой железной дороги потребует много времени, как мы можем развиваться сегодня? Известно, что предприниматели Кыргызстана начали осваивать так называемые «мультимодальные маршруты». Расскажите подробнее, что это за направление, о первом проекте и его результатах?
- Бизнес, понимая долгосрочность решения этого вопроса, пытается найти пути решения самостоятельно, и довольно таки успешно. Так, прорывным можно назвать май 2020 года. Предприниматели разработали и реализовали новый железнодорожный маршрут передвижения товаров из Турции в Кыргызстан и обратно (Турция-Грузия-Азербайджан-Туркменистан-Узбекистан-Кыргызстан). В настоящее время в г.Ош уже происходит отгрузка товаров с контейнеров, прибывших из Турции, что стало возможным благодаря достигнутой договоренности кыргызстанской компании ЗАО “UBS transit» - члена ТПП КР и турецкой компании «Аркас Логистик» в рамках осуществления проекта CASA-1000.
Данный мультимодальный маршрут является продолжением железнодорожного пути Китай-Кыргызстан-Узбекистан в рамках реализации инициативы «Один пояс-один путь». Таким образом, впервые в своей экономической истории, Кыргызстан открыл для себя огромный транзитный потенциал через г.Ош в страны Европы минуя Казахстан.
- По каким маршрутам Кыргызстан еще может развивать мультимодальные перевозки?
- Конечно, данное направление необходимо развивать и дальше, сегодня бизнес рассматривает мультимодальный маршрут Кыргызстан-Кашгар (КНР). И в этом вопросе хотелось бы получить государственную поддержку. Данный маршрут откроет новые возможности для отечественных грузоперевозчиков - поставку товаров из Кашгара (КНР) автомобильным путем до г.Ош и далее по железной дороге через Узбекистан в Европу.
Как отмечалось ранее, согласно статистике пресс-службы Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, по железнодорожным путям «Хоргос», Китай экспортировал в 2019 году более 19 млн. тонн груза в страны ЦА, Россию и Европу.
В частности: в Узбекистан было доставлено - 7,1 млн. тонн, в Кыргызстан -2,26 млн. тонн, в Таджикистан-1,2 млн. тонн и в Афганистан - 0,26 млн. тонн, в то время как на Россию приходится 2,8%, Китай - 13,8% и страны ЕС - 7,1%. Таким образом, основной поток грузов из КНР осуществляется именно по железной дороге «Хоргос». Запустив мультимодальный маршрут Кыргызстан-Иркештам, мы бы могли взять на себя поставку около 10 млн. тонн грузов.
- Что для этого необходимо сделать?
- Мы предлагаем руководству страны достичь договоренности с властями КНР о включении города Кашгар в список стран инициативы «Один пояс-один путь». Это в первую очередь даст возможность субсидировать железную дорогу КНР-Кыргызстан-Узбекистан, приведет к удешевлению стоимости транзитных перевозок и повысит конкурентоспособность с Казахстаном, а также увеличить пропускную способность на кыргызско-китайской границе.
- Что на сегодняшний день волнует грузоперевозчиков Кыргызстана? И какие пути решения существующих проблем вы можете предложить со стороны бизнеса?
- Проблемы есть, и они требовали своего решения, так скажем, еще «вчера», так как самым негативным образом сказываются на деятельности и деловой активности отечественного бизнеса. В частности, речь идет о сложившейся ситуации на границе пункта Иркештам. Речь идет о режиме работы пропускной системы, работающей только в дневное время с 9.00 до 18.00. Если учесть временную разницу с Китаем в два часа, то пропускной путь открывается только в 11.00 часов по местному времени, отечественные фуры вынуждены ждать еще два часа до открытия китайской границы. В результате для пересечения границы кыргызстанским грузоперевозчикам дается только 6 часов времени.
Для примера: китайско-казахстанская граница работает в два раза дольше 12 часов без перерыва, соответственно между странами наблюдается активное развитие торгово-экономического сотрудничества.
Еще один немаловажный вопрос, требующий безотлагательного решения - высокие тарифы за транзит по мультимодальному маршрут Турция-Грузия-Азербайждан-Туркменистан-Узбекистан-Кыргызстан. По данному маршруту, по информации перевозчиков, большое время занимает путь между Азербайджаном и Туркменистаном. По неизвестным причинам наши грузы задерживаются в портах г.Баку (Азербайджан) более 20 дней, что самым негативным образом влияет на весь процесс поставок по срокам.
Хотелось бы в решении данной проблемы получить поддержку со стороны Правительства КР, поскольку этот вопрос требует решения на межгосударственном уровне.
В настоящее время бизнесу Кыргызстана приходится выживать в сложившихся критических условиях, связанных с пандемией, и поэтому решать их необходимо в партнерстве объединив всеобщие усилия. Поскольку мы делаем одно общее дело - развиваем экономику. Бизнес надеется на опору, поддержку и понимание со стороны государства.
Беседовал Мирлан Киизбаев
Комментарии
Оставить комментарий