• 87.45
  • 91.15
  • 0.88
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Новые технологии в Кыргызстане

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Телепередача «Тыянак», в ходе которой были обсуждены вопросы новых технологий в Кыргызстане и инноваций.

Участники: Егоров Игорь, руководитель группы компаний «Новые технологии», технический специалист и Криворучко Сергей – эколог.

- Что из себя представляет группа компаний «Новые технологии»?

- И.Егоров: Во-первых, это группа единомышленников, профессионалов, объединенных идеями и разработками в сфере инноваций и технологий, направленных на продвижение продукции на рынках ЕАЭС. Это прогрессивно настроенные люди и патриоты своих стран.

- На что ориентирована деятельность «Новых технологий»?

- И.Егоров: На внедрение и снижение энергетических затрат, создание экологической безопасности в первую очередь, так как в наше тяжелое время энергетические затраты являются основным тормозом, который не дает развиваться стране. И, как правило, мало кто обращает внимание на экологическую безопасность. В этом аспекте мы стараемся объединить новые технологии с экологической безопасностью, зачем и обращаемся к специалистам высокого уровня, таким как Сергей Александрович.

С.Криворучко: Группа компаний «Новые технологии» действительно ориентирована на продвижение именно новых технологий. Новых, в смысле технологических решений. И самое главное, что эти технологии позволяют добиваться высокого уровня экологической безопасности во всех практически сферах, там, где они применяются. Здесь мы можем говорить и о тепло-энергоснабжении и о подготовке питьевой воды, очистке сточных вод, ну и для других решений, которые на сегодняшний день актуальны для нашей страны.

Как уже сказал Игорь Михайлович, у группы компаний есть две основные задачи: во-первых это технологические решения проблем, высокоэффективные, во всех смыслах, и конечно же обеспечение здоровой окружающей среды при их использовании.

- Как в настоящее время обстоит дело с инновациями и с новыми технологиями в Кыргызстане?

- И.Егоров: Будем говорить правду, дела обстоят слабо, но в любом случае присутствует определенный оптимизм, потому что есть заинтересованность, в особенности в среде бизнеса. Это самый рискованный класс, который, как правило, внедряет эти технологии за свой счёт, рискует. Предприниматели, естественно, стремятся снизить себестоимость своей продукции и повысить собственную конкурентоспособность. Поэтому это та самая прослойка населения, на которую мы опираемся. Но ввиду новизны технологических решений и малого количества тематических выставок такие инновации медленно пробиваются на рынок. Но дело движется.

С.Криворучко: Стоит добавить, что у нас есть свои кыргызские разработки, которые изготавливаются здесь, в Кыргызстане, и не единичными образцами, а промышленными. Они уже устанавливаются на действующих предприятиях, хотя их и мало. Есть несколько предприятий по Чуйской области и, если не ошибаюсь, в Таласской области, где работают эти устройства.

Проблема, может быть связана с тем, что бизнес действительно рискует. Первое – это уровень эффективности этих агрегатов, который, скажем так, настораживает. Цифры достаточно серьезные, и не каждый в них сразу поверит. И второе, это то, что в нашем законодательстве не обозначены приоритеты или преимущества для такого рода технологий. Это ещё одна причина, почему таких технологий у нас пока мало.

И.Егоров: В силу того, что подобные технологические разработки имеют довольно высокую первоначальную стоимость. Бизнесу тяжело затрачиваться на них без поддержки. В этой связи у нас имеются договоренности с Российско-Кыргызским Фондом Развития (РКФР) о льготном финансировании таких проектов. РКФР готов финансировать такие проекты по льготным ставкам, и это обнадёживает.

- А есть ли изобретения, которые уже работают в Кыргызстане и могут служить примером удачного решения? И, может быть, есть такие, которые уже работают за пределами нашей страны?

- И.Егоров: Да, такие технологии уже есть, но большая их часть работает за пределами нашей страны. Мы начинали свою работу с освоения соседнего Казахстана, где и продвигали свои технологии.

В Кыргызстане на сегодняшний день уже более 30 объектов используют наше оборудование. Одна из котельных города Бишкек, установив высокотехнологичные агрегаты, получает годовой экономический эффект в размере более 120 тыс долл США. Это прямая экономия по энергопотреблению. И самое главное, что все эти объекты соответствуют самым жёстким экологическим требованиям.

- Насколько экономически выгодно внедрять такие технологии?

- И.Егоров: Если коэффициент полезного действия (КПД) любого оборудования, которое мы предлагаем, от 100% и выше, и где-то до 400%, то это само за себя говорит об экономической эффективности. Экономический эффект - в низком энергопотреблении и высоком коэффициенте полезного действия. Более того, данное оборудование позволяет снизить нагрузку на электрические сети страны примерно, в три раза.

С.Криворучко: Думаю, что цифры назвать стоит. Например, любая котельная потребляет энергию – уголь, газ, мазут или электричество для нагрева воды. Эта часть по потреблению энергоресурса просчитывается и экономически и экологически, учитываются затраты на отходы и так далее. Получив горячую воду после нагрева её необходимо смешивать с холодной, и подавать в сеть.

Один из агрегатов, который выпускается в Кыргызстане, скажем так, что он и насос и гомогенизатор (смешивает холодную воду с горячей после нагрева воды в котле) и подает воду в теплообменник. У теплообменника обычно установленное КПД порядка 30-35%, но с учетом технологических особенностей и износа оборудования сегодня их реальный уровень КПД порядка 25-30%. То есть около 75% тепла теряется.

В случае замены традиционного теплообменника гомогенизатором с КПД порядка 99,8% теплопотери практически сводятся к нулю. Потребитель получает в сети воду или пар высокого качества, высокой температуры и нужного давления. Оператор котельной не тратит дополнительные средства на догрев воды из-за потерянного тепла.

При замене теплообменников в котельной на наши гомогенизаторы из эксплуатации выводится дополнительное и вспомогательное оборудование, - насосы, обеспечивающие давление и отсос дыма, другое электрооборудование, которое потребляет электроэнергию. Установленный же агрегат не использует электрическую энергию для своей работы. Он работает от давления. К нему не подходят провода, нет батарей- ничего не надо. Его попросту погружают в среду под давлением, или врезают в сеть, он запускается и работает. Вот такое интересное решение.

- На чем тогда работает такой агрегат?

- С.Криворучко: От давления среды, или в трубопроводе или в иной среде, где есть давление. В этом агрегате нет ни моторов, ни лопаток, ни вращающихся механизмов или частей. Его просто погрузили, дали давление и он начал работать.

И.Егоров: Кроме этих агрегатов мы так же представляем на рынке Кыргызстана парогенераторы индукционного типа с высоким КПД (до 300%), и длительным сроком эксплуатации.

И в этих агрегатах ломаться практически нечему: нет ни трущихся, ни вращающихся деталей, как нет и перегревающихся частей. Паровая автоматика позволяет работать оборудованию в очень гибком диапазоне, и спектр её применения очень широкий.

Ещё одно преимущество - техническая и экологическая безопасность оборудования. При его установке не требуется согласований со специализированными надзорными органами. В этом оборудовании нет сосудов под давлением, а температура исходящего пара порядка 160-170 градусов при давлении в 6 атмосфер. Ёмкость парогенератора составляет всего 1,5 литра воды. Опасность взрыва отсутствует, как и вредные выбросы в виде золы, дыма и газов при его работе. Его можно устанавливать в любом месте. К примеру, если это может быть жилой высотный дом, где оборудование можно установить на балконе, в подвале или на крыше, куда угодно, или во дворе. Мы делаем также и крытые котельные, уже полностью готовые модули, или помогаем заменить уже в имеющееся котельное оборудование.

- Какие экологические преимущества дает внедрение таких технологий?

- С.Криворучко: Преимущества бесспорные. Давай представим такую картину, есть некая угольная котельная, где нужно некоторое количество угля для разогрева определенного объема воды с тем, чтобы подать его потребителю. Это может быть маленькая локальная котельная, к которой привязана группа домов, небольшой микрорайон или частный курорт. Заменив теплообменник на гомогенизатор оператор котельной получит прямую экономию, как минимум, в 50% по потреблению энергии. Во-вторых, конечно же, кратно снизиться, или вообще исчезнет, имевшийся объем золы или отходов после сжигания топлива, а эффективность самого котла окажется ещё выше.

И.Егоров: Кроме котельных мы работаем с целым семейством различных разработок. Кроме котельных поговорим о воде - это водоподготовка, водоотведение и очистные сооружения контейнерного типа. Это совершенно новые технологии, это ноу-хау. На сегодняшний день эти сооружения имеют очень высокий уровень очистки сточных вод и подготовки питьевой воды. Степень и подготовки воды для потребления, и очистки стоков достигает 99,9%. Стоки, после очистки, могут сбрасываться и в естественные водоемы, и водоёмы рыбохозяйственного назначения.

По занимаемой площади им требуется в 10 раз меньшая территория, чем для стандартных очистных, например, типа КУ-200. Санитарная зона у КУ-200 составляет 250-300 метров, у наших очистных сооружений - всего 50 метров. При отсутствии иловых полей и неприятных запахов. Очищенную воду можно использовать для полива, или как техническую воду для вторичного использования в жилых зданиях, для пожарных водоемов и тд. Таким образом, экологическая безопасность заложена ещё в процессе производства этих сооружений.

- Как обстоит дело по стране с очистными сооружениями? Ведь Вы не с проста предлагаете такие технологии?

- С.Криворучко: Вы правы, что все это не с проста, поскольку Игорь Михайлович затронул вопросы, связанные с экологией. Здесь не просто экология. Чистая и безопасная питьевая вода - это благополучие и здоровье людей, и это самое главное. Питьевая вода –драгоценный природный ресурс. Мы все гордимся, в Кыргызстане у нас чистая вода, но не совсем, не везде и не всегда, и в силу различных причин. Что касается очистных сооружений. Из отчета МЧС КР от 2014 видно, что порядка 75% очистных сооружений по стране либо не работают, либо работаю не эффективно. То есть они не обеспечивают нужного уровня очистки сточных вод, которые попадают либо в реки, либо сбрасывается в открытые грунты и т.д. В итоге, все это попадает, так или иначе, на поливные поля, либо люди пользуются этой водой. Этот вопрос как раз и есть вопрос экологической безопасности. Если неработающие очистные сооружения не обеспечивают должной, к примеру, биологической очистки сточных вод, то растёт возможность заражения различными заболеваниями, передающиеся водным путем, такими как дизентерия или кишечная палочка и т.д. Недоочищенные стоки дают неприятный запах и жилых районах, в поселках, городах или каких-то группах населенных пунктов, это как правило, связано с отхожими местами, где присутствуют неприятные запахи. И жить там не очень комфортно.

По данным МЧС и Госагентства по охране окружающей среды, с 2011 по 2014 год проводилась выборочная проверка очистных соображений по стране. Данные следующие: в 2011 году, удовлетворительно работали лишь 38% очистных сооружений, в 2013 году всего 20%, и в 2014 году только лишь 25%. То есть получается, что 75% очистных сооружений по стране вообще не работают, либо работают неэффективно. Стоить отметить, что очистка сточных вод является достаточно дорогостоящим занятием вообще, в принципе. Например, Бишкекские очистные сооружения занимают территорию порядка 100 гектаров, протяженность труб канализационных по городу порядка 700 км. Это город. Что касается малых городов, поселков, может быть каких-то курортных заведений и т.д, то там центральную канализацию делать экономически невыгодно. И очистные, о которых идет речь, они как раз и предназначены для таких мест.

Например, тот же Иссык-Куль, где развиваются курортные зоны и увеличивается поток туристов. По оценкам Азиатского Банка Развития, в рамках проекта Устойчивое Развитие Иссык-Куля, они оценивают приток туристов, который в 4 раза превышает собственное население Иссык-Кульской области. Можно себе представить, что все системы, включая очистные сооружения, работают на предельных нагрузках.

Кроме известных мест, кроме Чолпон-Аты и с.Бостери, существуют и другие поселки, которые тоже являются курортной зоной, но о которых никто и никогда не упоминает. Например поселок Тамчы или Чон Сары Ой или другие места,- ведь там нет очистных сооружений. Там везде используются септики. То есть при такой нагрузке на зоны курортного развития необходимо думать и о том, как обеспечить безопасность от сточных вод, которые так или иначе попадут в озеро. Септики, установленные в каком-то из пансионатов, конечно, обеспечивает некоторую безопасность, но минимальную. В случае большой нагрузки, очистки гарантировать не сможет никто.

Преимущество наших очистных в том, что они обеспечивают до 99% очистки сточных вод. Специалисты, наверное скажут, что это из области фантастики. Да, это из области фантастики, и мы не зря относим их к новым технологиям. Внутри контейнера этих типов очистных сооружений устанавливается от 4 до 5 технологических линий, которые обеспечивают практически полную очистку. Очищенную таким образом воду можно сливать в горную реку, и это совершенно безопасно - она будет соответствовать всем строгим требованиям, предъявляемым к очищенной воде.

Сам производитель называет их очистными сооружениями типа «честный рыбхоз». То есть это значит, что если ставить их на берегу какого-то водоема, где плавает рыба, то эту воду можно смело сбрасывать туда, без какого-либо ущерба для рыбы. Эту же воду можно использовать в местах, где испытывается дефицит воды при водозаборе. Её можно использовать и для оборотного водоснабжения.

В условиях гор сложно устроить иловые или фильтрационные поля. У нас есть решение: возводится ленточный фундамент по размеру контейнера согласно проекту, и завод- изготовитель, зная параметры заказчика, изготавливает у себя на заводе необходимое оборудование, которое приезжает, устанавливается, подключается и запускается. Срок запуска такого сооружения, в зависимости от условий, порядка 2-3 дней. Полный ввод в эксплуатацию до одной недели, максимум.

И.Егоров: Хотелось бы добавить, что буквально на днях по радио «Спутник» выступал специалист из мэрии по капитальному строительству, который затронул очень острую проблему жилмассивов вокруг города Бишкек. Там существует двойная проблема: во-первых, проблема водоснабжения. Питьевая вода до них не доходит из-за того, что она разбирается на полив, и поэтому питьевой воды не хватает. И некуда отводить нечистоты и стоки. Наши сооружения могли бы решить эту проблему без увеличения объёмов подачи питьевой воды. Ведь если использовать очищенную воду для полива, то людям не нужно будет использовать для полива воду питьевую. Решается и экологическая, и социальная проблема – водоснабжение, и водоотведение.

С.Криворучко: Добавлю пару слов про Иссык-Куль. На сегодняшний день на северном побережье Иссык-Куля, в курортной зоне в частности, поверхностный сток воды разобран на 100%. Там поверхностной воды нет. Туристические объекты, построенные там, вынуждены использовать скважины, эксплуатация которых стоит немалых средств. И курорты, и отели используют питьевую воду для полива. При использовании предлагаемых нами устройств однократно забранная вода может использоваться там и для питья, и для технических нужд (душ, туалет), и для полива, начиная экономить уже на водозаборе.

Эрмек Абдрисаев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий