• 87
  • 91.46
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Новая стратегия Европейского союза по Центральной Азии: чего ожидать странам региона

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Центрально-азиатский регион является очень привлекательным для различных стран, для их прямого участия в развитии и инвестиционной политике. На днях Евросоюз предложил ознакомиться с новой стратегией, которая нацелена на всестороннее развитие стран Центральной Азии, учитывая их собственные интересы.

17-страничный документ, над которым дипломаты ЕС и из стран региона работали около двух лет, называется «Европейский союз и Центральная Азия: новые возможности для более крепкого партнерства». Новая Стратегия поможет определить программы сотрудничества в регионе.

«Центральная Азия всегда была ключевым регионом: из-за своей истории, из-за своей культуры и ввиду своей роли в соединении Востока и Запада. Сегодня она приобретает все более стратегическое значение на фоне позитивной внутренней и региональной динамики, а также нарастающих глобальных вызовов, требующих укрепления партнерства», - приводятся слова главы европейской дипломатии Федерики Могерини в распространенном Еврокомиссией коммюнике.

Как заявил политический обозреватель Евгений Донченко, «Центральная Азия в последние годы находится в объективе многих крупных акторов мировой политики. В связи с тем, что роль России, Китая, а также такой организации, как ШОС, и регионального союза ЕАЭС с каждым годом возрастает, Европейский Союз тоже не хочет остаться в стороне. Ведь не будем забывать и о давнем интересе США к данному региону. Поэтому в новой стратегии ЕС хочет не только напомнить о себе, но и активно внедрить своё видение развития стран региона, путём доверительного и взаимовыгодного сотрудничества по всем ключевым направлениям во многих секторах экономики. Экономический интерес рассматривается ЕС прежде всего. И в новой стратегии именно этим вопросам уделяется повышенное внимание».

Надо отметить, что в документе, презентованном в Брюсселе, отмечается, что страны Центральной Азии «могут доверять» ЕС как ведущему донору и заинтересованному партнеру в процессе реформ и экономических преобразований, стороннику их интеграции в мировую торговую систему, источнику качественных инвестиций и современных технологий. Новая стратегия ЕС направлена на создание «более прочного, современного и неэксклюзивного партнерства со странами Центральной Азии» в интересах развития региона как устойчивого, процветающего и тесно взаимосвязанного экономического и политического пространства.

«ЕС будет сотрудничать со странами Центральной Азии в прогнозировании и решении проблем, затрагивающих их социально-экономические цели и безопасность, а также в расширении их возможностей проведения реформ и модернизации», - подчеркивается в предлагаемой стратегии.

Особое внимание в этом контексте будет уделено предотвращению причин насильственного экстремизма и радикализации, борьбе с финансированием терроризма и решению проблемы возвращения боевиков-террористов.

«Как обычно вопросам безопасности в новой стратегии уделяется пристальное внимание. Эта тематика в новом веке не перестаёт терять своей актуальности. Существуют проблемы на таджикско-афганской границе и непрекращающегося потока наркотиков из Афганистана. Эту проблему необходимо решать. Конечно, наркотрафик за последние годы сократился вдвое, но проблема эта осталась и актуальности не утратит. Это главный вектор направления содействия в предотвращении распространения наркотиков и соответствующего трафика. Европа давно проявляет беспокойство распространением наркотиков в своих странах. Поэтому участие ЕС в Центральной Азии именно в этом направлении – это также интересы собственной безопасности. Только борьбу с этим злом в Евросоюзе хотят переместить на поле соперника», - отмечает эксперт.

Важным моментом данной инициативы станет постоянная работа эксперта ЕС по безопасности и борьбе с терроризмом по Центральной Азии, должность которого была недавно создана с местом дислокации в Бишкеке. Также ЕС предлагает расширить партнерство в сфере кибербезопасности и защиты от гибридных угроз, включая возможность совместной работы в рамках программы ЕС по исследованию таких рисков.

Как говорит эксперт Донченко, «вопросы кибербезопасности приобрели особое значение с развитием в странах Центральной Азии всемирной сети интернет. Для того, чтобы предотвратить взлом систем безопасности финансовых государственных структур и оборонных ведомств, Европейский Союз также может посодействовать внедрению новых технологий по предотвращению подобных рисков, а также делиться опытом между специалистами».

Кроме того, Брюссель сосредоточится на продвижении демократии, защите прав человека и верховенства закона, достижении целей Парижского климатического соглашения и решении экологических проблем, а также сотрудничестве по вопросам миграции.

«Вопросам экологии также уделяется достаточно много места в данной стратегии. В Кыргызстане существуют проблемы с радиоактивными хвостохранилищами, Казахстан так и не смог решить аральскую проблематику. Поэтому средства, которые будут выделяться в данном направлении, могут сдвинуть решение этих вопросов с мёртвой точки», - говорит Донченко.

В этом контексте важно отметить, что ЕС планирует продолжить поощрять взаимоприемлемые решения в части использования водных ресурсов Центральной Азии. Это, как ожидают в Брюсселе, будет способствовать присоединению оставшихся стран региона к Конвенции ООН по трансграничным водам, сотрудничеству вокруг Аральского моря и реализации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Вторым приоритетом для ЕС является «сотрудничество ради процветания», что подразумевает содействие повышению конкурентоспособности бизнеса, создание здоровой и открытой инвестиционной среды, раскрытие научного потенциала, поддержку вступления оставшихся стран региона во Всемирную торговую организацию.

Как подчеркнул Донченко, «вопросы участия европейского капитала в Центральной Азии также не теряет актуальности. Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан являются привлекательными с точки зрения привлечения инвестиций. Потенциал у каждой страны огромен. Кыргызстан богат водными ресурсами, а гидроэнергетический потенциал не раскрыт в должной мере. Также КР располагает большими сельскохозяйственными угодьями, которые ещё с советских времён приносили большие урожаи, особенно в зерновых культурах. Казахстан располагает запасами нефти и газа в прикаспийском регионе, а также имеет большой угольный потенциал. Что касается Узбекистана, то здесь успешными вкладами могут считаться: развитие лёгкой промышленности, переработки. Машиностроение также является перспективным направлением».

«ЕС будет содействовать бизнес-диалогу и сотрудничеству с Центральной Азией, в том числе между стартапами и бизнес-инкубаторами. Это поможет создать двусторонние и региональные площадки взаимодействия предпринимательского сообщества, такие как Европейские торговые палаты в странах Центральной Азии», - говорится в документе.

В новой стратегии ЕС значительное внимание уделено развитию инфраструктуры, которая призвана наладить сообщение между Европой и Центральной Азией. Сотрудничество в этой сфере предполагается сосредоточить главным образом на транспортной, энергетической и цифровой связи, а также на контактах между людьми.

«Развитие евроазиатских соединений может принести значительные выгоды Центральной Азии за счет улучшения инфраструктуры, диверсификации экономики и интеграции в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки. ЕС крайне заинтересован в развитии действующих торговых коридоров между Европой и Азией», - отметают авторы стратегии.

Третьим приоритетом значится «интенсивная совместная работа», чтобы укрепить политический диалог и расширить участие гражданского общества в принятии решений. В надежде донести до общественности региона преимущества партнерства с Брюсселем, ЕС намерен усилить публичную дипломатию, иными словами, европейцы усилят информационные кампании в государствах Центральной Азии.

Теперь новую Стратегию ЕС по Центральной Азии должен будет одобрить Совет ЕС в июне. Она будет официально представлена госпожой Могерини 7 июля в Бишкеке на встрече с министрами иностранных дел государств Центральной Азии.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий