• 87.45
  • 90.16
  • 0.85
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Разорвать связь "низкая зарплата-коррупция"

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Кыргызстан в глобальном рейтинге восприятия коррупции, представляемый ежегодно международной организацией «Transparency International», занял 135-е место из 180.

В этом году страна набрала 29 баллов из 100 возможных, поделив в общем зачете эту строчку с Россией, Парагваем, Доминиканской Республикой, Гондурасом, Лаосом, Мексикой и Папуа-Новой Гвинеей.

Среди стран Центральной Азии самые высокие баллы оказались у Казахстана, у которого 31 балл и расположился он на 122-м месте. На 13 позиций ниже разместился Кыргызстан. Узбекистан на 157-й позиции. На четыре строчки ниже оказался Таджикистан (161-е место). Туркменистан занял 167-е место.

Лидером рейтинга общего зачета по некоррумпированности стала Новая Зеландия (89 баллов). На втором месте расположилась Дания, набравшая 88 баллов. В тройку лидеров вошли Финляндия, Швейцария и Норвегия с 85 баллами. Самыми коррумпированными государствами составители исследования назвали Сирию, Южный Судан и Сомали.

Общий подсчет ведется на основании оценки коррупционных явлений и правонарушений. Чем больше баллов наберет страна, тем меньше в ней коррупции.

Из выше указанных фактов становится понятным, что уровень коррупции в Кыргызстане все еще в фокусе внимания.

Между, тем президент Сооронбай Жээнбеков с момента избрания на пост президента страны начал активную борьбу с коррупцией. При этом глава государства заявил, что «не посмотрит ни на друзей, ни на ближайших родственников».

Действительно, слова президента подкрепляются делами и фактами. Соответствующие службы изо дня в день выявляют коррупционные схемы в высших эшелонах власти.

Однако, несмотря на бескомпромиссную позицию Президента в вопросе борьбы с коррупцией и на довольно жесткие меры, коррупция в Кыргызстане продолжает носить массовый характер, присутствуя во многих сферах жизнедеятельности страны. По мнению экспертов, политическая воля и жесткие меры – это лишь один из рычагов борьбы с этим явлением. Специалисты утверждают, что для кардинального решения проблем коррупции и эффективного государственного управления, необходимы комплексные меры, во главе которых должны стоять благоприятные условия жизни.

На прошедшем заседании Жогорку Кенеша, когда кыргызский парламент впервые в истории выразил вотум недоверия Правительству страны, некоторые депутаты задавались вопросом о состоянии заработных плат учителей и врачей. Из ответов бывших и действующих ныне министерств и соответствующих служб стало понятно, что заработная плата учителя и врача в среднем колеблется от 7 тыс. до 15 тыс. сом или 100-200 долларов США. На такую сумму весьма скромно может прожить один человек. Соответственно подобная низкая заработная плата для государственных чиновников и служащих продолжает оставаться главной причиной для коррупции, поборов и других видов взяточничества.

Также интересен тот факт, что с момента независимости объем заработной платы в Кыргызстане не вырос, несмотря на положительные доклады властей. Более того, ни одно правительство еще не проводило кардинальных реформ, направленных на изменение ситуации. На фоне низкой заработной платы такие государственные услуги как медицина, образование, правопорядок, таможня и другие направления обрели собственные негласные платежи и ставки, в свою очередь резонно вызывая общественное негодование. На сегодня коррупция настолько охватила все рычаги государственного строя, что в стране нет альтернативного сектора, который мог бы влиять на ситуацию. Именно в таких условиях зрячая позиция самого Президента остается главной надеждой на веру в лучшие перемены.

Экономист Жумакадыр Акенеев также считает, что основная причина коррупции и ее массовой распространенности в стране - это низкая заработная плата у госслужащих. Как отметил эксперт, низкая заработная плата вынуждает госработников идти на сделку с совестью.

«Если вглядеться в статистику той же «Transparency International», то те страны, где зарплата хорошая, уровень восприятия коррупции остается на самом низком уровне. В Кыргызстане, если мы хотим побороть это зло, то нужно создавать благоприятные условия для госслужащих. Важно понимать, что эффективность борьбы с коррупцией будет высоким и объяснимым, если для чиновников и госработников будут созданы соответствующие условия. На сегодня средняя заработная плата составляет порядка 15 тыс. сомов. На что хватит этих денег? То есть, система сама встает главной причиной для коррупции», - сообщил эксперт.

Ж.Акенеев также уверен, что при хорошей зарплате резко вырастет и качество предоставляемых услуг, а самое главное - вырастет профессионализм госработников, поскольку за место с хорошим окладом будет соответственно жесткая конкуренция.

«Заработная плата для всех работников госорганов должна быть соответствующей реальным условиям жизни. По нашим меркам она не должна быть менее 50 - 60 тыс. сомов. Вот в таких условиях, конечно, жесткий контроль и карательные меры будут оправданными. Также хороший оклад и лучшие социальные условия будут стимулом для госработников, поскольку вырастет требовательность со стороны руководства, да и общества в целом», - считает Ж.Акенеев.

С мнением, что необходимо поднимать заработную плату, согласен и депутат от фракции «Онугуу Прогресс» Исхак Масалиев.

По его словам, заработная плата в обществе должна быть справедливой. «В целом, вопрос увеличения заработной платы требует комплексного подхода и ее нужно решать. У нас учителя получают где-то 15 тыс. сом, в то же время есть врачи, которые получают 7 тыс. сом. Во-первых, необходимо решить эту диспропорцию. Во-вторых, следует поднять оклад согласно сегодняшним ценам. Нельзя допускать того, чтобы при росте заработной платы ее поглощала инфляция. В среднем заработную плату для госработников, по крайней мере, среди них именно врачам и учителям, нужно хотя бы прировнять до заработной платы депутатов. Тогда и будут происходить положительные сдвиги и изменения», - сказал депутат И. Масалиев.

Однако, одного желания механически поднять размер зарплаты кому - бы то ни было, мало. Необходимо изучить потенциал экономики страны для обеспечения такого увеличения размера зарплат, а во вторых предусмотреть вероятный процесс мгновенного обесценивания денег при одновременном повышении размера зарплат заметному количеству работников как минимум бюджетных организаций. К ним в первую очередь относятся врачи и учителя. По данным министерства здравоохранения всего медработников насчитывается 46 тыс. а учителей как сообщили в пресс-службе министерства образования, 73 тыс. 963.

При этом, как социально ориентированному государству, Кыргызстану необходимо обеспечить своевременную выплату пенсий и пособий, количество получателей которых растет из года в год. Между тем, доходная часть бюджета страны пока еще не позволяет единовременного повышения размера зарплат работникам хоть какой-то части сферы, субсидируемой государством. Для этого необходим не простой подсчет, как снизится уровень коррупции при повышении зарплаты, а насколько это повышение скажется на всей экономике страны и не приведет ли это к резкому росту инфляции, обесценив нацвалюту Кыргызстана. Лишь при таком комплексном подходе и тщательном изучении можно браться решать проблему по снижению коррупции за счет повышения размера зарплаты.

С таким мнением согласна экономист Нургуль Акимова. Специалист считает, что прежде чем увеличивать размер заработной платы необходимо рассчитать потенциал бюджета.

«Идея борьбы с коррупцией путем увеличения заработной платы, правильная. Здесь необходимо обратить взор на экономику страны. Ведь у нас наблюдается дефицит бюджета. Между тем, бюджет страны пополняется за счет налогов, то есть силами добросовестных налогоплательщиков. Между тем, в Кыргызстане большой штат госслужащих. На фоне этого, следует больше обратить внимание на оптимизацию госслужащих. Если после определенной кадровой оптимизации будут выручены дополнительные средства, то из этих денег и можно увеличить заработную плату», - говорит эксперт.

Кроме этого, в нынешних условиях, по мнению эксперта сперва необходимо увеличивать заработную плату тем категориям госслужащих, которые больше подвержены опасности вовлечения в коррупционные схемы. «Коррупция на госслужбе больше развита в тех органах, где есть принятие решений и от которых зависит любой гражданин. Между тем, в тех отделах, где нет, таких возможностей, коррупции почти не наблюдается. Соответственно реформы нужно начинать именно с тех отделов, где есть коррупция», - заключила Н.Акимова.

Аман Алымбеков

ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий