Образование является одним из ключевых факторов построения благополучного общества. Испокон веков люди стремились овладевать знаниями, чтобы затем устраивать свою жизнь и помогать обществу, государству с каждым днём становится лучше.
Как говорит педагог-методист Ольга Кузьменко, «сегодня во многих странах мира идут всевозможные реформы устоявшейся системы образования и воспитания, выработанной в прошлые века. Поэтому востребованной оказалась принципиально новая философия и педагогика образования. Специфика этой новизны определяется тем, что инициатива преобразований исходит не от университетов и не от общества, а от правительственных институтов и бизнес-сообщества, ставящих перед собой принципиально иные задачи, нежели те, что стоят перед университетами. Если бы данная инициатива исходила от общества или от университетов, она бы касалась качества образования как средства развития культурного человека, как матрицы воспроизводства культурной традиции».
Другими словами, нынешний вектор образования стремиться достичь наиболее высоких показателей с практической точки зрения. Знания должны быть уже не чисто теоретическими, они должны идти в ногу со временем и помогать ученику школы, студенту университета на каждодневной основе. Важно, чтобы знания сейчас давали возможность их немедленно применить. Современный мир диктует нам правила практики, а не теории. Но в этом есть и минус того, куда движется современное развитие институтов образования.
Продолжает эксперт: «Политический же источник данной инициативы предполагает смещение образования в парадигму инструментализма, то есть, образование понимается и рассматривается как средство экономической цели, а не как средство развития культурного человека. Глобализация мира, формирование единого глобального пространства повлекли за собой не только открытость рынка труда для граждан, но и миграционные процессы, процессы идентификации культур и цивилизаций, выдвинув на передний план вопросы социально-экономического характера».
Государству нужны деятельные специалисты, которые будут обладать практическими знаниями и навыками, которые сразу можно будет применить в реальной деятельности. Это картина свойственна не только Кыргызстану. Такая ситуация просматривается и по всему миру. Немного раньше всем нам прививали любовь непосредственно к знаниям теоретическим. И в самом деле, несколько поколений, получив подобную модель образования, не ввергли мир в полный хаос, напротив, делали множество открытий, которые потом смогли развивать общество, в котором мы живём и благами, которыми пользуемся.
«Формирование общего образовательного пространства требует одного уровня образования и связано с общим рынком товаров, услуг и капитала. Естественно, что при этом и возникают проблемы в связи со стандартизованностью в воспитании и образовании. Таким образом, перестройка образования в рамках универсализации и унификации закрепляет потерю государствами и культурами своего духовного суверенитета, потерю их права на воспроизводство собственной культурной традиции, и вынуждает их соответствовать единым глобальным критериям воспитания человека, так скажем, «нового миропорядка», - сказала эксперт.
Перед современным поколением педагогов стоит, прямо скажем, непростая задача. Мы на пороге глобальной трансформации всего образовательного процесса. Специалистам брошен новый вызов, которому они должны быть готовы. Ведь оттого насколько квалифицированно подготовленными будут педагоги, будет зависеть будущее молодого поколения. Сложность заключается в том, что мир диктует общие критерии, которые становятся уже наднациональными, надкультурными, но ведь при разработке данных стандартов мало учитываются такие факторы, как: особенности национального менталитета, особенности культуры региона, география, а также историческое и религиозное наследие.
«Эта система призвана обосновать новую философию образования, которая основывается на способах совмещения постмодернизма с основными эпистемологическими традициями. В данном направлении педагогическая наука превращается в культурологическую риторику. Система знаний здесь понимается как гетерогенезис, или хаос и порядок, состоящий не в сведении к единому основанию, а в порождении многообразия различных систем. Данная педагогика как раз и служит развитию международного образовательного процесса и формированию транснационального культурного пространства, которое предполагает непременную унификацию образовательных программ к нуждам глобального бизнеса и неолиберальным экономическим стратегиям», - отмечает Кузьменко.
Хотелось бы напомнить, что на прошедшей в 2009 году в Париже Всемирной конференции по высшему образованию под эгидой ЮНЕСКО, в результате дискуссии по принципиальнейшему вопросу о том, что есть высшее образование – общественное благо или услуга, в коммюнике вошло следующее определение, показывающее тенденцию к замедлению распространения рыночных механизмов финансирования на высшее образование, осознание обществом недопустимости тотальной коммерциализации этой важнейшей сферы. Поэтому правительства стран должны нести прямую ответственность за высшее образование и оказывать ему экономическую поддержку. Это – принципиальная рекомендация, так как степень участия и ответственности именно государства, а не бизнеса в вопросах развития институтов образования.
Ещё одним важным аспектом современного этапа развития образовательных систем и методик выступает электронное пространство. Многие школы Кыргызстана были успешно подключены к всемирной сети интернет, что позволяет внедрять на местах новые программы обучения, которые доступны в электронном формате. Это и есть будущее сегодня. Отчасти этот процесс реализует на практике принцип - информация абсолютно всем и каждому.
К слову, Министерством образования и науки КР разработаны более 20 новых онлайн курсов на кыргызском языке. По данным ведомства, в сфере образования продолжается взятый ранее курс на цифровизацию.
В целях развития государственного языка были разработаны более 20 новых онлайн курсов на кыргызском языке, включая порядка 400 видео-уроков под открытыми лицензиями в интернете (https://itkg.emektep.info и www.ilimelim.kg). Кроме того, учителям, ученикам и их родителям обеспечена возможность свободного скачивания электронных учебников и учебных пособий.
В Национальном репозитории открытых образовательных ресурсов на сайте www.lib.kg только за прошлый год размещены 441 учебник и учебные материалы. Включая 32 наименования по всем предметам для 5-6 классов.
В 2018 году Минобразования совместно с партнерскими организациями разработало и запустило два мультимедийных программно-методических комплекса: “iBilim” для начальной школы по 7 предметам http://ibilim.kg/kyr/ и «Билимбулагы» для 5-9 классов http://bilimbulagy.kg;
Также было переведено более 200 уроков по теме «Информационные технологии» www.gcflearnfree.org, оцифровано около 1000 книг на кыргызском языке и создан репозиторий образовательных ресурсов для кыргызско-язычных школ и ВУЗов www.okuma.kg.
Важно отметить и ещё одну трудоёмкую работу. Переведено и отредактировано 20087 новых статьей для Википедии на кыргызском языке.
Как видно из всего вышеописанного процесс развития и стратегия современного образования неустанно движется вперёд. Мир диктует нам из года в год новые правила, новые идеи. Но ведь благодаря этому у всех появился уникальный шанс не только войти в мировую систему образовательных координат, но и созидать, создавать свои собственные научные и образовательные системы, которые будут учитывать особенности региона, благодаря высоким технологиям, которые стали доступны каждому.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий