• 87
  • 90.41
  • 0.84
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Кыргызстан и СНГ – роль и перспективы

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Современное состояние мировой цивилизации находится в таком состоянии, что без интеграции, без развития и укрепления экономических, политических и гуманитарных связей между государствами, ни одно из них не сможет успешно развиваться. В процессе различных объединений очень важными факторами являются не только капиталовложения, но и развитие всего спектра человеческих ценностей, нравственных идеалов, вырабатываемых каждым из народов, населяющих нашу планету. Одним из самых показательных государств в мировой истории с точки зрения интеграции и адаптации всех процессов в одну геополитическую территорию был СССР. Большая география страны смогла вместить и поэтапно развивать все народы и все территории с их особенностями ландшафта, культурного и исторического наследия. Но реалии так стремительно меняются, что некоторые процессы, которые были ещё актуальны каких-то 30-40 лет назад, теперь выглядят потерявшими силу.

Взаимозависимость стала совершенно новым феноменом конца ХХ столетия. Процесс глобализации привел к осознанию того неоспоримого факта, что ни одна страна, с её экономической, военной мощью, не может в одиночку справиться с теми вызовами, которые ставят под сомнение выживание всего человечества.

Как отмечает эксперт Дмитрий Заланский, «с момента провозглашения Кыргызстаном государственной независимости и вступления его в СНГ, в его внешней политике за последние годы сформировался принципиально новый этап становления государственного развития. Впервые за всю историю республики она самостоятельно вышла на международную арену и обрела право на проведение независимого внешнеполитического курса в качестве полноправного субъекта международного права».

Согласно Конституции высшим приоритетом внешней политики КР является обеспечение и защита ее национальных интересов, совокупными составными которых являются интересы личности, общества и государства.

Общедемократические ценности - борьба за мир и безопасность народов, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела, нерушимость и неприкосновенность границ, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество - определяют общие направления внешней политики страны.

Стоит отметить, что внешняя политика страны всегда характеризовалась стремлением к интеграции как в глобальном, так и в региональном масштабах.

В проведении своих национальных интересов Кыргызстан старается держаться целенаправленной и сбалансированной многовекторной внешней политики. При этом внешнеполитические мероприятия Кыргызстана соизмеряются с собственным потенциалом и степенью его вовлеченности и влияния на мировой процесс.

Для достижения заданных целей Кыргызстан в своём внешнем курсе решает следующие задачи:

- укрепление стабильности и безопасности в регионе;
- развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами и углубление интеграционных процессов в Центральной Азии;
- содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического потенциала Содружества;
- укрепление дружественных связей с высокоразвитыми странами Востока и Запада;
- развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными учреждениями, региональными и международными организациями, финансовыми и экономическими институтами;

Необходимо заметить, что решение этих задач во многом способствовало вхождению Кыргызстана в мировое сообщество и успешной адаптации в нём. С учетом этого, развернута работа по согласованию позиций государств и выработки общего курса по совершенствованию органов Содружества.

«Кыргызстан поддерживает позицию государств - членов Содружества о пересмотре структуры и органов СНГ, о повышении ответственности отраслевых органов, деятельность которых эффективна и востребована. Также руководство страны в разные годы своего исторического развития стремилось внести продуктивность в работе самой системы Содружества, чтобы все те основополагающие принципы, которые легли в основу нового Союза не утрачивали силы и своей действенности. Приоритетным направлением для Кыргызстана было и остается экономическое взаимодействие в рамках СНГ. Исходя из этого, республика выразила согласие сохранить структуры экономических органов СНГ. Вопросы экономического взаимодействия государств Содружества в рамках реформирования и совершенствования органов всегда пользовались всеобщей поддержкой. Также немаловажно отметить, что решение вопросов, обеспечения безопасности, направленных на скоординированные усилия стран-участниц Содружества в борьбе с международным терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, организованной преступностью рассматривается в качестве долговременной задачи, стоящей перед государствами-участниками СНГ», - заявил эксперт.

Как говорит Заланский, «значительное число принятых в рамках Содружества документов составляют протоколы о намерениях, требующие большого числа согласований и усилий на переговорном процессе. Многие эксперты говорят о слабости структуры СНГ, что организация теряет свои позиции, как на региональном уровне, так и в международном масштабе. Выросла необходимость заняться трансформацией структуры, реформирования организации, пересмотра действующих документов для того, чтобы механизмы СНГ не отставали от стремительно развивающегося мира. Необходим поиск взаимоприемлемого баланса интересов сторон, нахождение компромиссных вариантов для принятия в рамках Содружества решений и сосредоточение усилий на их детальное выполнение. Оптимальное сочетание многосторонних и двусторонних уровней сотрудничества стран-участниц Содружества позволит вывести интеграционные процессы на более высокие параметры развития. Кыргызстану в нынешней геополитической и экономической конфигурации в мире необходимо выработать оптимальную формулу равновесия между национальными приоритетами и нуждами в интеграции в рамках СНГ».

Есть надежды, что очередной саммит глав государств СНГ, который будет проходить в эти дни в столице Таджикистана Душанбе, продвинет понимание проблем, которые накопились в рамках СНГ. Их необходимо решать, чтобы организация не теряла силы и престижа в мировом политическом пространстве. Надо подчеркнуть, что в его работе примут участие президенты России Владимир Путин, Беларуси Александр Лукашенко, Казахстана Нурсултан Назарбаев, Азербайджана Ильхам Алиев, Молдовы Игорь Додон, Узбекистана Шавкат Мирзиёев, Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, Таджикистана Эмомали Рахмон и премьер-министр Армении Никол Пашинян.

На саммите намечено обсудить и принять решения по ряду проектов документов, направленных на дальнейшее развитие сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной областях и в других ключевых направлениях деятельности Содружества. Как обычно на полях саммита состоятся встречи в узком кругу, а также двусторонние встречи глав государств. На них планируется обмен мнениями о взаимодействии в рамках СНГ. Кроме того в узком формате главы государств обсудят вопрос о председательстве в Содружестве, дате и месте проведения следующего заседания. На расширенном заседании предполагается рассмотреть важные вопросы политического взаимодействия, дальнейшего развития сотрудничества в культурно-гуманитарных областях, в сферах обеспечения безопасности, а также ряд проектов, направленных на совершенствование правового и организационно-кадрового обеспечения деятельности СНГ.

В сфере обеспечения безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам также предполагается рассмотреть ряд проектов. Один из них - Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы. В рамках саммита в Душанбе лидеры СНГ проведут ряд двухсторонних встреч, а по окончании саммита председательствование в СНГ перейдет от Таджикистана к Туркменистану. Сам же Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов не сможет принять участие в работе данного саммита, поскольку будет занят в ряде мероприятий в рамках проходящей 73-й Генеральной Ассамблеи ООН.

Как отметил Дмитрий Заланский, «данный саммит важен с той точки зрения, чтобы встряхнуть организацию и попытаться придать ей новую жизнь. Но существует мнение, что без глубоких реформ период стагнации СНГ может уйти в большой минус и страны региона начнут поиски альтернативного и более действенного союза».

Остаётся надеяться на то, что СНГ будет планомерно развиваться и продолжать быть ещё одной надёжной площадкой для укрепления политических, экономических, социальных, гуманитарных и культурных связей между государствами-членами СНГ.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий