В целях реализации вопросов военно-технической политики Кыргызстана, Министерством обороны проводится целенаправленная работа по развитию многостороннего военно-технического сотрудничества в рамках государств-участников СНГ и ОДКБ, а также двустороннего сотрудничества с иностранными государствами в этой области.
На сегодняшний день, КР является участницей ряда документов, подписанных на уровне глав государств, глав правительств и руководителей оборонных ведомств государств-участников СНГ и ОДКБ по вопросам развития программ военно-технического сотрудничества, обеспечения вооружением и военной техникой, проведения их ремонта и обслуживания.
В целях создания наиболее эффективной военной организации, состоящей из мобильных, способных к быстрому развертыванию и действию на угрожаемых направлениях всесторонне обеспеченных подразделений, ведется работа по поиску дополнительных источников внебюджетного финансирования и обеспечению войск материально-техническими средствами.
С момента образования независимости Кыргызская Республика стала рассматриваться Россией как один из важных элементов системы региональной безопасности Центральной Азии. Несмотря на многовекторный подход Бишкека к выбору внешнеполитических ориентиров, отношения с Москвой всегда были наиболее приоритетными для республики. Вместе с тем новая геополитическая ситуация в регионе в 90-х годах создала дополнительные вызовы и угрозы как для России, так и для Кыргызстана, такие как наркотрафик из Афганистана, угроза вмешательства извне, террористическая активность, ИГИЛ и т.д. Решение всех этих проблем на фоне социальных трудностей являлось сложной задачей.
Как отметил военный эксперт Юрий Погиба, «нужно отметить, что в период становления республики Россия сыграла важную роль в сохранении национальных вооруженных сил и других силовых структур Кыргызстана. Основы сотрудничества между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой в военной области были заложены Договором между двумя странами от 5 июля 1993 года. За прошедшие годы между Кыргызстаном и Россией было подписано более 40 соглашений на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях по различным направлениям военного сотрудничества».
«Необходимо признать то, что республика нуждается в сотрудничестве с Россией в военной сфере, так как своя армия является малочисленной и не обладает современной военной техникой, которая может эффективно противостоять современным угрозам. Существуют причины, которые не могут быть решены без военной поддержки России. Самая главная из них близость к Афганистану и опасность террористической угрозы», - отметил эксперт.
Как подчёркивает Юрий Погиба, «в этой связи актуальной становится тема открытия еще одной российской военной базы на юге страны. Ее важность будет определяться огневой мощью, т.е. если эта база будет оснащена современными видами вооружений и военной техникой, то возможно дальнейшее сохранение стабильности в регионе. В этой связи, важной является договоренность между странами об усилении и другой российской базы «Кант», которая планирует увеличить лётный контингент, а также снабдить авиабазу беспилотными самолётами».
Как отметил военный эксперт Вячеслав Бойко, «несомненно, реальными возможностями для обеспечения полноценного и качественного военно-политического сотрудничества России с Кыргызстаном обладает Организация договора о коллективной безопасности, зарекомендовавшая себя в качестве эффективной региональной структуры. Регулярное участие республики в военных учениях по линии ОДКБ во многом отвечает на вызовы, стоящие перед Кыргызстаном в сфере безопасности. В частности, ОДКБ прикладывает усилия по модернизации оперативной и боевой подготовки воинских и специальных подразделений государств-членов. Наращивает опыт совместных маневров и взаимодействий государств-членов в операциях по поддержанию мира в регионе. Особенно активно Кыргызстан использует возможность повышения квалификации военных кадров на льготных условиях в российских военных учебных заведениях», - отметил эксперт.
Стоит напомнить, что в августе 2014 года в Кыргызстане прошли учения миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство-2014», в ходе которых была отработана тактика проведения операции по поддержанию мира. Учения заключались в выработке действий миротворческого контингента, в условиях труднодоступной горной местности, по охране важных государственных объектов, противодействию массовым беспорядкам, сопровождению гуманитарных грузов, отражению нападения на колонну и освобождение заложников.
В целом сотрудничество России и Кыргызстана в военной сфере носит доверительный характер и позволяет избегать негативных тенденций межгосударственных противоречий. Через военное сотрудничество Москва стремится расширить свою помощь Кыргызстану, поскольку российское руководство обеспокоено возможными угрозами дестабилизации ситуации в республике из-за высокого уровня воздействия на нее внешних сил. Но также необходимо заметить, что России приходится учитывать многовекторность военного сотрудничества Кыргызстана с другими странами, в первую очередь с США, а также с другими странами-членами НАТО и Китаем.
Но российские власти грамотно лавируют в условиях новой геополитической картины мира. Москва целенаправленно ведёт свои приоритетные задачи по установлению с Кыргызстаном стратегических и партнёрских взаимоотношений в военной и военно-технической сфере. Со своей стороны руководство КР также всячески стремится к улучшению взаимопонимания и сотрудничества с РФ по различным направлениям. В подтверждении всему вышесказанному стоит добавить и то, что Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков в начале этого года подписал Закон «О ратификации Договора между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о развитии военно-технического сотрудничества, подписанного 20 июня 2017 года в Москве». Напомним, что Закон был принят Жогорку Кенешем 21декабря 2017 года. Договор о развитии военно-технического сотрудничества направлен на совершенствование механизма поставок продукции военного назначения в интересах национальных вооруженных сил государств, обеспечение Вооруженных сил, воинских формирований и специальных служб высокоэффективными перспективными системами вооружения, а также формирование технического компонента системы коллективной безопасности.
«Ратификация договора позволит продвигать двусторонне военное сотрудничество на более высокий качественный уровень, создавая условия предприятиям оборонной промышленности для совместной работы, позволит повысить потенциал Вооруженных сил КР для решения поставленных задач. Закон вступает в силу со дня официального опубликования», – говорится в сообщении.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий