Накануне в Брюсселе Европейский союз и Кыргызстан начали переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое станет новым рамочным документом, нацеленным на укрепление двусторонних отношений.
От имени Верховного представителя ЕС по иностранным делам и внешней политике Федерики Могерини старт переговорам дал Люк Девинь, директор Департамента по России, Восточному партнерству, Центральной Азии и ОБСЕ Европейской службы внешних связей. Кыргызскую сторону представлял заместитель министра иностранных дел Эмиль Кайкиев.
«В ходе моего недавнего визита в Бишкек руководство Кыргызстана поделилось своей амбициозной программой реформ и рассказало о своей приверженности укреплению демократии, продвижению прозрачности и эффективного госуправления, а также развитию новых экономических возможностей. Новое, углубленное соглашение о партнерстве и сотрудничестве позволит нам поддерживать эти устремления, укреплять политические и экономические связи и создавать больше возможностей на благо как ЕС, так и Кыргызстана», – отметила Федерика Могерини в своем послании к участникам переговоров.
Будущее соглашение придет на смену действующему соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу в 1999 году. В первом раунде переговоров ЕС и КР договорятся о процедурах переговорного процесса и обменяются мнениями относительно намеченных целей и общих принципов нового соглашения.
Ожидается, что в новом документе основное внимание будет уделено политическому сотрудничеству, торговым и инвестиционным отношениям, экономическому взаимодействию в поддержку устойчивого развития и другим аспектам двусторонних отношений. Цель в том, чтобы добиться скорейшего прогресса в переговорах и достижения амбициозного соглашения, а разные раунды переговоров будут проводиться поочередно в Брюсселе и Бишкеке.
Политические основы партнерства ЕС с Кыргызской Республикой были заложены в пока ещё действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в 1999 году. Соглашение было направлено на укрепление связей между Кыргызстаном и Евросоюзом.
«Что касается торгово-экономических отношений, то активность между ЕС и Кыргызской Республикой переживает подъем. Годовой товарооборот оценивается примерно в 491 млн. евро», - отметил политический обозреватель Аркадий Гладилов.
«Кроме того, ЕС выделяет средства на различные проекты как в регионах, так и на национальном уровне. Кыргызстан использует преимущества Всеобщей системы преференций ЕС (ВСП). ВСП обеспечивает привилегированный доступ на свой рынок для развивающихся стран и территорий», - отметил политический обозреватель.
Как добавил Аркадий Гладилов, «решение Евросоюза, которое датируется январём 2016 года о предоставлении Республике статуса ВСП+, позволит стране диверсифицировать экспорт и укрепить свою экономику».
Диалог по вопросам гражданского общества
Несмотря на сравнительно недавний период политической нестабильности в Кыргызстане, субъекты гражданского общества играют активную роль в продвижении прав человека и свободы слова. ЕС стремится к укреплению роли гражданского общества путем поощрения негосударственных субъектов к участию в этом процессе.
Как заявил политолог Денис Бердаков, «в 2007 году Европейская комиссия инициировала программу под названием Негосударственные структуры и местные органы власти в деятельности по развитию. Эта программа направлена на развитие потенциала и вовлечение местных советов и организаций гражданского общества в процессы развития».
«Важным инструментом, который использует ЕС в целях содействия гражданскому обществу и правам человека, является Европейский инструмент содействия демократии и правам человека», - отметил Бердаков.
«Сфера образования главным образом охватывается через контракт реформирования секторов (КРС), а третий ключевой сектор – комплексное развитие сельских регионов (КРСР) – также включает КРС по постепенному сокращению бюджетной поддержки в сфере социальной защиты и проекты сельской инфраструктуры», - добавил политолог.
Сельские инфраструктурные проекты включали строительство 15-километрового участка дороги Ош-Исфана в Баткенской области.
«С учетом значимости пакета бюджетной поддержки, Представительство Евросоюза также включает в число приоритетов совершенствование системы управления государственными финансами (УГФ), в том числе, через администрируемый Всемирным банком многосторонний донорский трастовый фонд», - отмечает Денис Бердаков.
Права человека
Как заявил профессор, политолог Вадим Тутлис, «стратегия ЕС по Центральной Азии признает, что права человека, верховенство права, эффективное управление и демократизация лежат в основе долгосрочной политической стабильности и экономического развития Центральной Азии».
Стратегия также включает в себя планы установления диалога по правам человека со всеми пятью странами Центральной Азии. Этот диалог имеет жизненно важное значение для:
- обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес, и расширения сотрудничества;
- поднятия со стороны ЕС проблемных вопросов по правам человека;
- сбора информации и запуска инициатив по улучшению положения в области прав человека, где это требуется.
«ЕС провел свой первый структурированный диалог по правам человека с кыргызской стороной в Бишкеке в октябре 2008 года. Он положил начало дальнейшим диалогам. Евросоюз также организует различные семинары по вопросам гражданского общества, привлекая различных экспертов по правам человека», - отметил Тутлис.
«Различные особые "проекты по оказанию помощи" находятся в ведении Комиссии и различных стран ЕС. К ним относятся программы Европейская инициатива в области демократии и прав человека, и негосударственные структуры и местные органы власти в деятельности по развитию, также направленные на поддержку развития гражданского общества», - рассказал политолог.
Можно с уверенностью сказать о том, что перспективы развития сотрудничества по широкому спектру вопросов между Кыргызстаном и Европейским Союзом имеются в полной мере. Сегодняшние реалии таковы, что конструктивное решение задач лежит в основе различного поиска взаимодействия в рамках различных интеграционных объединений. Поэтому, Кыргызстан и ЕС – это многообещающее направление развитие двусторонних отношений, особенно в свете последних амбициозных планов, таких как: национальная стратегия устойчивого развития 2018-2040 гг.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий