Вопрос использования контрольно-кассовых машин (ККМ) в Кыргызстане остается важным для предпринимателей практически всех сфер экономической деятельности. В соответствии с требованиями Налогового кодекса КР применение контрольно-кассовых машин и выдача чеков обязательны при расчетах с населением во время торговых операций, выполнении работ и оказании услуг. Чеки могут быть выданы в бумажном или электронном виде, пригодном для автоматического считывания.
Однако существуют исключения для некоторых субъектов, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовых машин. Перечень таких субъектов утверждается кабинетом министров.
Чтобы прояснить ситуацию с использованием ККМ, мы обратились к налоговому аналитику и юристу Ташиеву Рустаму Рахимовичу. Эксперт поделился своими знаниями и опытом, чтобы помочь предпринимателям разобраться в требованиях и ответственности, связанных с использованием контрольно-кассовых машин.
- Какие виды деятельности могут обходиться без применения ККМ?
Постановлением правительства КР № 193 от 8 апреля 2022 года на территории Кыргызстана денежные расчеты с населением, осуществляемые при торговых операциях или выполнении работ и оказании услуг, могут производиться без применения ККМ очень ограниченными субъектами:
- реализация ценных бумаг;
- реализация проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- реализация чайной и другой продукции общественного питания в пассажирских вагонах поездов и самолетах;
- предоставление услуг индивидуального характера (гувернантки, няни, садовники, домработницы выпас скота);
- оказание услуг по перевозке пассажиров в общественном транспорте с использованием автобусов и микроавтобусов;
- оказание услуг по перевозке пассажиров в легковом транспорте (услуги такси) и по доставке товаров курьерами с использованием информационной системы службы такси и курьерской службы, применяемой для заказа перевозки пассажиров и грузов, с функцией передачи информации в режиме реального времени в уполномоченный налоговый орган в порядке, определяемом кабинетом министров КР;
- услуги по перевозке грузов ручной тележкой;
- услуги трудящихся-мигрантов, осуществляющих индивидуальную трудовую деятельность на приграничных территориях, нанимаемых гражданами КР;
- услуги по предоставлению (сдаче) в наем собственного недвижимого имущества под жилье, осуществляемые на основе патента, за исключением услуг гостиниц и посуточной аренды квартир;
- услуги Национального банка КР;
- услуги коммерческих банков, лицензируемых и регулируемых Национальным банком КР;
- услуги микрофинансовых организаций, кредитных союзов и специализированных финансово-кредитных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком КР, за исключением оказания ими обменных операций с наличной иностранной валютой;
- услуги платежных организаций, операторов платежной системы и их агентов при условии выдачи клиенту чеков, либо электронной квитанцией, либо отправкой смс-уведомления или другими способами подтверждения о совершении платежа, включая совершенные с применением периферийных устройств и иные платежные инструменты платежной организации, а также передачи ими информации о совершенных таких операциях в порядке, определяемом кабинетом министров КР по согласованию с Национальным банком;
- услуги нотариусов, лицензируемых и регулируемых уполномоченным государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим функции по разработке и реализации государственной политики в области нотариальной деятельности, при условии выдачи клиенту квитанции в бумажном виде и/или в виде электронного документа с использованием автоматизированной информационной системы «Электронный нотариат», обеспечивающей передачу данных в уполномоченный налоговый орган в разрезе сумм государственной пошлины и денежных средств, полученных за оказанную квалифицированную юридическую помощь при совершении нотариальных действий;
- услуги строительных организаций (застройщиков) в части осуществления сбора средств для покрытия расходов коммунальных платежей;
- услуги ломбардов, лицензируемых уполномоченным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в области надзора и регулирования небанковского финансового рынка, бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- услуги религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством КР в сфере регулирования деятельности религиозных организаций, в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также оказание услуг по проведению ритуальных, религиозных обрядов и церемоний.
- Кто должен применять ККМ?
- Те, кто продают населению что-либо (независимо от площади торговой точки), и те, кто выполняют работы или оказывают услуги населению.
- Какая ответственность предусмотрена Кодексом КР «О правонарушениях» за нарушение правил применения ККМ?
- В соответствии со статьей 318 Кодекса КР «О правонарушениях», за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин предусмотрен штраф на физических лиц в размере 7500 сомов, на юридических лиц – 23 тыс. сомов. При повторном нарушении штраф на физических лиц в размере 20 тыс. сомов, на юридических лиц – 65 тыс. сомов.
За невыдачу чека покупателю или выдача контрольно-кассового чека с указанием суммы, менее уплаченной, при первом разе предусмотрено предупреждение на физических или юридических лиц, а при повторном нарушении в течение года штраф на физических лиц в размере 500 сомов, на юридических лиц – 5000 сомов. За последующие нарушения в течение года будет применяться штраф на физических лиц в размере 3 тыс. сомов, на юридических лиц – 13 тыс. сомов.
Предусмотрен штраф также тем, кто со своих арендаторов (торговых площадей, в том числе прилавок и торговых точек на рынке) не требует применения ККМ, они будут уплачивать следующий штраф: если физическое лицо - 20 тыс. сомов; если юридическое лицо – 1 млн сомов. Такие же размеры штрафа и при повторных нарушениях.
За осуществление деятельности с нарушением требований по применению контрольно-кассовых машин, предъявляемых налоговым законодательством, а равно нарушение типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин по статье 319 Кодекса влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 3000 сомов, на юридических лиц – 13 тыс. сомов.
А за воспрепятствование работникам налоговых органов в доступе к контрольно-кассовым машинам и программным средствам учета товаров, оплаты работ и услуг предприниматели могут быть оштрафованы в следующем размере: физические лица – 7500 сомов, юридические лица – 23 тыс. сомов.
- Что предусматривает Налоговое законодательство для тех, кто занимается оптовой торговлей?
- Предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю (даже на рынках и мини-рынках), помимо применения ККМ следует выписывать электронную товарно-транспортную накладную (ЭТТН) и электронный счет-фактуру (ЭСФ) согласно постановлению правительства КР № 220 от 14.04.2022 года.
Чтобы было понятно, приведу пример оптовой торговли. Например, предприниматель-продавец продал предпринимателю-покупателю на рынке товар, который необходимо покупателю перевезти от рынка до своей торговой точки. При этом продавец обязан выписать покупателю ЭТТН и ЭСФ и выдать кассовый чек.
Для этого у продавца на рынке должен быть свой принтер и компьютер, обеспеченный бесперебойным интернетом. На сайте в программе налоговой продавец обязан зарегистрироваться, найти в программе покупателя (следовательно, покупатель тоже должен быть зарегистрирован на сайте налоговой), ввести в программу все продаваемые покупателю товары. И только при выполнении этих манипуляций без сбоев продавец сможет благополучно распечатать ЭТТН и ЭСФ и обеспечить ими покупателя, чтобы покупателя не оштрафовала налоговая служба по дороге от рынка до его торговой точки за отсутствие документов.
Так, согласно статье 3092 Кодекса КР «О правонарушениях», неприменение счета-фактуры, а равно приобретение товаров, работ и услуг без оформления и получения счета-фактуры в случаях, когда оформление или получение счета-фактуры установлено налоговым законодательством КР в обязательном порядке, – влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 10 тыс. сомов, на юридических лиц – 28 тыс. сомов.
Также статьей 3111 Кодекса предусмотрена ответственность за перемещение товаров на территории Кыргызстана без сопроводительных документов, подлежащих оформлению в соответствии с налоговым законодательством КР, при первом разе предупреждение, а при повторном нарушении на физических лиц в размере 3 тыс. сомов, на юридических лиц – 13 тыс. сомов. Последующие нарушения в течение года после применения мер взыскания влекут штраф на физических лиц в размере 10 тыс. сомов, на юридических лиц – 28 тыс. сомов.
В случае если предприниматели будут использовать ранее использованные ЭТТН и ЭСФ, то будут привлечены к штрафу на физических лиц в размере 10 тыс. сомов, на юридических лиц – 28 тыс. сомов.
- Какие риски существуют при нынешней системе правил применения ККМ?
- При таких больших штрафах и кучи процедур для предпринимателей, при малейшем невыполнении которых все оставляется на усмотрение налоговой службы (привлекать к ответственности или нет), могут развиться взяточничество и поборы. Что в свою очередь приведет к недовольству и протестам предпринимателей.
- Какие новшества ожидаются для тех, кто работает по патенту?
- С 1 января 2024 года они обязаны будут вести учет доходов и расходов (бухгалтерию), так как в соответствии с требованиями статьи 416 Налогового кодекса КР будут отменены патенты на указанный вид деятельности независимо от объема выручки.
При этом также обязаны будут применять ККМ, выписывать ЭТТН и ЭСФ.
- Что бы вы порекомендовали правительству для улучшения системы работы с ККМ?
- Правительству следовало бы войти в положение предпринимателей – торгующих на рынке, так как для ведения учета и бухгалтерии предпринимателям необходимо нанимать еще работников, чтобы справится со всеми задачами по учету товаров, отчетности и документации. Возможно, некоторые условия стоило бы смягчить.
Мирлан Киизбаев
Комментарии
Оставить комментарий