• 86.5
  • 91.44
  • 0.87
  • 0.17

ИАЦ «Кабар»: Игры кочевников. Тогуз коргоол.

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В преддверии III Всемирных игр кочевников, которые состоятся в этом году в сентябре на побережье озера Иссык-Куль ИАЦ «Кабар» предлагает вашему вниманию ознакомиться с некоторыми видами спортивной составляющей игр. Сегодня мы расскажем вам об игре Тогуз коргоол, или девять овечьих, верблюжьих катышков.

Как рассказал Руководитель секретариата ВИК-2018 Нурсултан Аденов, «тогуз коргоол - это кыргызская национальная интеллектуальная игра. Игра благоприятно способствует стратегическому обучению, развивает дальновидность и развивает деятельность мозга. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Интересен сам факт, что в некоторых случаях разница в возрасте не имеет значения. Бывают случаи, что, несмотря на все усилия взрослого, ребенок с легкостью может выиграть, мудрые стратегические шаги, ведущие к благоприятным наборам камней. Кроме того, в случае с детьми возрастной группы от 2 до 5 лет упражнения, которые они делают во время игры, развивает точность и совершенство в схватывании мелких предметов. Говоря иным языком - моторику».

Теперь поведаем вам правила игры.

Начнём с элементов игры. Доска имеет разные размеры и формы. К примеру, квадратная или овальная, 162 коргоола (камешка) и 2 элемента для обозначения «туз». Доска имеет 18 лунок, так называемые казаны, по девять лунок со стороны каждого игрока. А посередине два казана, в которые можно собирать выигранные камешки (коргоол таштары). В начале игры у каждого игрока в девяти лунках лежат по девять коргоолов. Игра предназначена для двоих игроков, а ходы делают поочерёдно.

Как уточнил Аденов, «целью участников, это собрать, как можно большее число коргоолов в свой казан. Выигрывает тот игрок, который соберет 82 коргоола. Если к концу игры каждый игрок соберет количество коргоолов, по 81, игра считается ничейной».

«Игрок может взять все коргоолы из любой лунки на своей половине, и начать игру, раскладывая по одному коргоолу против часовой стрелки. Если последний коргоол окажется на стороне соперника, а количество в лунке стало чётным, то коргоолы из этой лунки переходят в казан игрока, совершившего ход. Если же количество коргоолов в лунке противника составляет нечетное число, коргоолы остаются на месте и ход переходит к другому игроку», - рассказал Нурсултан Аденов.

«Стоить отметить, что каждый игрок вправе взять один «туз», то есть где все коргоолы попавшие в лунку так называемого «туза», переходят в казан игрока. Но тут стоит уточнить, если после хода в какой-то лунке оказывается три коргоола. Нужно помнить, что нельзя выбрать лунку за номером 9, а также занятую соперником лунку. Надо обратить внимание на номер лунки вашего соперника», - уточнил Руководитель секретариата ВИК-2018.

Отметим, тогуз коргоол принадлежит к семейству игр манкала. Слово «манкала» происходит от слов «передвигаться, движение».

Как рассказал Нурсултан Аденов, «разные виды манкалы очень популярны во всем мире и насчитывают около 400 разновидностей этой игры, наиболее популярны в странах Африки, более 90 разновидностей. К примеру, в Марокко подобная игра называется «сиг», которая состоит из 48 лунок, расположенных в четыре ряда. У туарегов доска имеет 36 лунок, по тринадцать фишек, сделанных из камня, кусочков дерева или верблюжьего помета. В Ганге эта игра называется «вари». У западно-африканских Фанов похожая игра называется «кали», в Либерии ее зовут «поо», а в Сенегале - «капо-кунго». Существует еще одна очень известная игра африканского континента «хусбао». Ну, а первые записи об этой игре были найдены в египетских пирамидах».

Действительно, древние египетские рисунки показывают, что наиболее заядлыми игроками были африканские торговцы, которые проводили немало своего свободного времени в игре, ожидая свои грузы или же во время долгих путешествий. Приблизительно около одной тысячи лет назад эта игра оставила африканский континент и распространилась в Азии, странах Карибского бассейна, Южной Америки и Европы. Наиболее характерным элементом игр группы манкала, это приобретение камней. В кыргызской версии этой игры - тогуз коргоол, целью игрока также является приобретение как можно большего количества коргоолов.
Можно привести и ещё один малоизвестный факт относительно столь интересной и древней игры. Например, в военных учебных заведениях Японии и Китая был введен обязательный предмет «стратегические игры». Примером этого может быть одна из самых старых и известных настольных игр, игра «Go».

Кроме Кыргызстана тогуз коргоол известен и в соседнем Казахстане как «тогыз кумалак», а в Турции «Dokuz kumalak». Правила вышеперечисленных игр идентичны, только известны под разными названиями. По словам самих казахов игра тогыз кумалак имеет историю около 4 тысяч лет.

«Что касается игры Тогуз Коргоол, то в некоторых вариантах эпоса «Манас» есть строки об этой игре. Поэтому можно предполагать, что эта игра в Среднюю Азию попала во времена распространения ислама (VII—VIII в) или же через Шелковый Путь», - сказал Аденов.

Надо сказать, что Федерация Тогуз Коргоол в Кыргызсстаней Республике существует с 1993 года, а в Казахстане федерация казахской версии этой игры была создана в 2004 году. В обеих странах эта игра является народной игрой.

Чемпионаты по Тогуз Коргоол регулярно проводятся как в Кыргызстане так и в Казахстане, Узбекистане, России (в регионах: Алтай, Хакасия, Якутия, Татарстан и Тува), западной Монголии и северо-западном Китае (Урумчи).

Этот вид настольной игры набирает большой рост популярности в последние годы. Разумеется, благодаря регулярным форумам, коими являются Всемирные игры кочевников. Игра чрезвычайно сильно развивает умственные способности. Тогуз коргоол является настольной игрой, но пробуждает азарт и желание победить, превзойти своего визави в мысли и действиях. Изучайте, познавайте и играйте в эту прекрасную игру.

Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий