В Бишкеке в отеле Hyatt Regency состоялся технический семинар по Управлению дорожными активами в Кыргызстане. Это мероприятие проходило под эгидой JICA в КР.
Мероприятие было призвано показать наиболее оптимальные и современные технологии в предотвращении деформации грунта, применения японских технологий, при возможном движении склонов в Кыргызстане. Японское агентство на этом семинаре продемонстрировало работу беспилотных летательных аппаратов для мониторинга и оценки состояний склонов.
Первым выступил с докладом представитель АО «Центрально-японская компания скоростных магистралей» Дайсуке Хаджима. «С момента открытия первой скоростной автомагистрали в Японии прошло более 50 лет, и из-за большого срока эксплуатации дороги подверглись значительному износу. На данный момент около 40% японских автомагистралей старше 30 лет. То же самое можно сказать и о мостах. Автомагистрали сталкиваются с грубой окружающей средой: использование реагентов против образования льда при снегопадах и ливневые дожди, стихийные бедствия такие, как: цунами. Поэтому Япония проводит надлежащее обслуживание скоростных автомагистралей наряду с ежедневными инспекциями и обслуживанием».
Стоит отметить, что в последние 10 лет в Кыргызстане из-за возросшей нагрузки на дороги общего пользования и мосты усилился их износ. Вступление Кыргызстана в ЕАЭС увеличило грузоперевозки по всей стране. Появление грузовиков с большой грузоподъёмностью, деформация грунта и многое другое способствует разрушению автомагистралей на территории республики. Специалисты JICA попытаются поделиться своим опытом в данной сфере, а также детально оказать помощь в реконструкции дорог и мостов, которые находятся в высокогорных районах.
Как рассказал представитель Университета Тэйкёу Хэйсэй Го Сато, «специалисты их Университета начали геолого-геоморфологическое исследование бассейна реки Чу и его окрестностей. Целью данного исследования стало проследить и выявить взаимосвязь между ландшафтом и местоположением археологических объектов. Исследования показало, что топография горной местности делает её склонной к оползням в некоторых местах по всему региону. Поэтому нагрузки в горах обладают сильным потенциалом оползневых явлений. Для предотвращения оползней важны следующие три шага: 1) понимание характеристик оползней, распределённых на исследуемом участке; 2) картографирование распределения прошлых оползней и составление списка частоты этих явлений; 3) мониторинг движения оползней и создание системы раннего предупреждения».
В последние годы в Кыргызстане уделяется повышенное внимание исследованию и предотвращению оползневых явлений. Большое место в научных исследованиях Института геологии занимают исследования геоэкологической направленности, выполняемые как в рамках региональных проектов по оценке состояния и охране окружающей среды, так и в разработке конкретных проблем. К последним относится изучение экзогенных геологических процессов, среди которых одними из наиболее опасных являются оползни.
На территории Кыргызстана оползни по катастрофическому воздействию и нанесению социально-экономического ущерба занимают ведущее место. Кыргызстан занимает основную часть Тянь-Шаня - внутриконтинентального коллизионного орогена, одного из самых геодинамически активных регионов планеты. Стоит заметить, что южные районы Кыргызстана являются наиболее уязвимыми для возникновения и развития оползней, что обусловлено геологическими, а также климатическими и социально-экономическими условиями. Образование и активность оползневых процессов являются результатом воздействия огромного числа факторов. Это - состав и характер залегания оползнеобразующих пород, их трещиноватость, современные тектонические движения, сейсмичность, степень и характер увлажнения склонов, оказывающих влияние на физико-механические свойства пород, суточные и сезонные температурные градиенты, мерзлотные характеристики.
Оценка факторов оползнеобразования является сложной задачей и требует длительных специальных исследований. В настоящее время считается, что оползни Кыргызстана находятся в тесной взаимосвязи с атмосферными осадками, активизируясь в годы с наибольшим их количеством, сейсмичностью, а также являются следствием интенсивного антропогенного воздействия на склоны.
Как отметил Го Сато, «существует два вида оползней, среди многих, распределённых в горных районах Кыргызстана: оползень в лессовых породах и оползень, вызванный выветриванием. Поры лессовых пород заполнены воздухом, а также лессовые породы широко распространены по Кыргызстану. Например, коренные породы в горном районе близ Бишкека покрыты несколькими метрами лессовых отложений. Предполагается, что оползни вызваны увеличением избыточного порового давления воды в лессовом слое, вызванным сильными дождём или таянием снега».
Всё это несёт потенциальную угрозу транспортной инфраструктуре. Для этого японские специалисты представили всеобщему вниманию «Управление пространственной информацией о дорогах через МСК».
МСК – это измерительная система, установленная на транспортном средстве, которая получает координатные данные по трём осям и непрерывные изображения дороги и прилегающей территории, используя инструменты лазерного сканирования и цифровые камеры, в то время как местоположение транспортного средства определяется с помощью блока инерциальных измерителей.
Как рассказал представитель Корпорации «Паско» Такео Сугимото, «существуют различные типы МСК. Стандартный тип имеет множество возможностей, касающихся съёмки, как нанесение дороги на карту. Также существуют типы с большим радиусом действия или тип с высокой плотностью облака точек в пространстве, которые часто используются при инспекциях и обслуживании дорог. Измерения могут быть выполнены с использованием типа МСК, подходящего по отрасли и цели исследования».
«Использование пространственной информации о дорогах позволяет эффективно управлять дорожным движением: управление объектами, инспекции дорог или техническое обслуживание, планирование дорожного строительства, предотвращение катастроф, восстановление повреждений от стихийных бедствий», - заключил Сугимото.
Представители различных Университетов, Корпораций, крупных компаний считают, что Кыргызстан в силу своего географического месторасположения подвержен многочисленным стихийным бедствиям, которые приводят к человеческим и экономическим потерям. Данный семинар и обсуждения применения богатого и успешного опыта Японии в этой сфере придаст мощный импульс совместного взаимодействия по усовершенствованию исследования, разведки, строительства, реконструкции транспортной инфраструктуры в Кыргызской Респбулике.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий