Одной из важнейших задач, которые стоят перед руководством страны – это решить проблему доступа к чистой питьевой воде. Там, где есть вода – есть благополучие. Это прекрасно понимает Президент КР Сооронбай Жээнбеков. Поэтому он и поставил ряд задач, которые помогут ведомствам и муниципальным органам успешно реализовать водную реформу. Первой задачей он определил для правительства принятие решительных шагов в совершенствовании менеджмента, тарифной политики и законодательной базы по вопросам обеспечения сельской местности чистой питьевой водой.
«Совместно с местными органами власти тщательно должен быть изучен вопрос создания муниципальных предприятий в каждом айыл окмоту вместо Сельских общественных объединений водопользователей. Межмуниципальные предприятия, созданные совместно с айыл окмоту, могли бы вести работу как основной бенефициар всех привлеченных инвестиций», - пояснил президент.
Как отметил эколог Мирзабек Абиев, «в последнее время государство начало решать сразу несколько существующих проблем. В регионах только за прошлый и начало этого года были полностью заменена старая электро инфраструктура. Теперь самое время обратить внимание, что сёла Кыргызстана испытывают проблемы с бесперебойным обеспечением чистой питьевой водой. Дело в том, что коммуникации есть практически в каждом селе. Но им уже более 50-60 лет. Если мы не хотим совсем оставить сёла без питьевой воды, то менять все трубы, водонапорные башни, насосы нужно немедленно. Да, это непросто и недешево, но сделать подобное следует, чтобы избежать целого вороха проблем».
О каких проблемах может идти речь? Прежде всего, ветхость водопроводной инфраструктуры, а также нерациональное использование питьевой воды, особенно в хозяйственных целях. Существует и другая пока трудно разрешимая задача, а именно - перерасход ресурсов пресной воды. Так, например, люди используют пресную воду для поливки садов и огородов. Это роскошь, и она запрещена. Но есть местности, где нет других источников для орошения культур. Там нет ни каналов, ни других систем орошения. Люди нарушают закон, но они не видят другого выхода из этой проблемы. Сегодня вопрос перерасхода ресурсов воды и их загрязнение – одна из самых сложных проблем, так как она касается непосредственно жителей Кыргызстана.
«Мы постоянно совершаем подворовой обход и говорим людям, что нельзя использовать питьевую воду для полива приусадебных участков, но в основном мы сталкиваемся с непониманием. На самом деле следует провести крупномасштабную разъяснительную работу с жителями сёл, пригородов и частного сектора городов. А решать данную проблему стоит довольно жёстко, если граждане не проявят сознательность. Ответственность должна быть административной. Следует ввести большие штрафы для нерадивых граждан. Тогда ситуация может измениться. Или, есть альтернативный способ борьбы с теми, кто использует питьевую воду не по назначению – устанавливать счётчики», - отметил эколог Абиев.
Работа будет продолжаться в этом направлении во избежание серьёзных трудностей, одна из которых, это чёткая тарифная политика. Именно об этой задаче говорил глава государства и поручил решить её в срочном порядке Агентству по антимонопольному регулированию совместно с Министерством экономики и Госархстроем. Тарифы на чистую воду должны быть разработаны с учетом интересов всех социальных слоев населения.
Третья задача – это необходимость повышения потенциала муниципального предприятия «Таза суу» по выплате налогов за использование водных ресурсов.
«Так как ставка бонуса за 1 тыс. кубометров чистой воды в сутки составляет 13 тыс. долларов США, а ставка бонуса за 100 кубометров минеральной и термальной воды за сутки составляет 8 тыс. долларов США, следует отметить, что с 2009 года введен бонусный налог на недра. Водоснабжающие учреждения (Водоканал, СООППВ и другие предприятия) пока не могут выплачивать налог из-за нехватки финансов. К примеру, долг предприятия «Бишкекводоканал» по бонусам составляет примерно 255 млн. сомов. Поэтому Министерство экономики совместно с Государственным агентством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства должно заново рассмотреть этот вопрос и внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс по снижению ставок налоговых сборов по бонусу и роялти для водоснабжающих предприятий», - указал Жээнбеков.
Четвертым шагом в данном вопросе, по мнению президента, должен стать поиск дополнительных источников инвестирования.
«Вопросы изменения климата, дефицита водных ресурсов, роста численности населения, демографические изменения и урбанизации могут создать сложности в обеспечении чистой водой. Согласно прогнозам международных институтов, к 2025 году практически половина населения мира будет вынуждена жить на территориях, где будет ощущаться нехватка чистой воды. В связи с этим международное сообщество подписало Парижское соглашение, и были созданы специальные климатические фонды для совместного решения этих проблем. Данные фонды предоставляют дешевые и грантовые средства, которые расходуются на мероприятия, направленные на адаптацию к изменению климата и исключению экологического вреда», - обратил внимание президент.
Президент Жээнбеков привёл реальный пример, что соседний Казахстан из средств этих фондов уже привлек около 1,5 млрд. долларов, Таджикистан - 328 млн. долларов, Узбекистан - 50 млн. долларов, а Кыргызстан работу по данному направлению ведет крайне неудовлетворительно.
«Ответственное за это направление Агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству работает крайне плохо. Мы могли бы из средств подобных фондов привлечь инвестиции в проекты по защите ресурсов чистой воды и обеспечению чистой водой. Уверен, что теперь Центр климатического финансирования при Правительстве возьмет на себя функции по координированию и будет вести полноценную работу в данной сфере», - озвучил Жээнбеков.
В заключении президент указал, что во время строительства систем водоснабжения необходимо использовать новые инновационные, современные технологии, отвечающие требованиям сегодняшних реалий.
«В целях уменьшения необоснованных потерь чистой воды необходимо устанавливать умные счетчики использования воды и другие приборы. Поэтому Госстрой обязан в срочном порядке разработать Нормы и положения строительства, направленные на урегулирование объемов воды на каждого человека, уменьшение расходов на строительство», - конкретизировал он.
Как отметил кандидат экономических наук Темирбек Акматалиев, «запасы пресной воды в Кыргызстане ежегодно значительно сокращаются. Дело в том, что глобальное потепление, связанное с экономическим ростом в мире, воздействует и на ледники. Площадь ледников неуклонно уменьшается. Так, за последние 30 лет, площадь ледников Кыргызстана сократилась на 30%. Это довольно опасная ситуация, учитывая, что водность рек республики на 35% зависит от ледников. В то же время потребность в поливной воде так же возрастает. Растет потребление воды и на промышленные, коммунальные и прочие цели – строятся новые производства, дома».
Настало время делать вывод, а он будет таковым - вода занимает главное место в жизнеобеспечении любого государства. Является мощным преимуществом и инструментом в руках, которые владеют чистыми природными водными ресурсами. Кыргызстан - уникальная страна, которая благодаря географическому местоположению имеет множество ледниковых гор, а это и есть водная обеспеченность, безопасность и защищённость. Также необходимо помнить то, что беречь национальное достояние, коей является чистая природная вода, это основа будущего страны. Нужно развивать среди населения сознание новой формации, которое будет нацелено на сбережение водных ресурсов республики.
«В настоящее время в 653 населенных пунктах нет питьевой воды. В 45 селах провели воду. За пять лет мы должны обеспечить чистой питьевой водой жителей 608 сел. Для этого потребуются 34 миллиарда сомов. На сегодняшний день определены финансовые источники 27 миллиардов сомов. Сейчас работаем с финансовыми институтами, ищем гранты в странах-донорах и международных фондах, чтобы найти остальную сумму денег. До окончания своего президентского срока весь Кыргызстан будет обеспечен чистой водой», — подчеркнул Жээнбеков.
Президент страны поставил приоритетные задачи, которые требуют немедленного решения. От этого будет зависеть благополучие, как регионов, так и страны в целом. Перед Кыргызстаном появились вызовы новых преобразований, и оттого насколько эффективно они будут решаться, будет зависеть общее будущее, которое хочется видеть достойным.
Антон Кубицкий
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий