• 86.5
  • 91.18
  • 0.86
  • 0.17

ИАЦ "Кабар". Депутатам или народу? – кому выбирать мэров и айыл окмоту в КР

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

Избрание глав органов местного самоуправления в Кыргызстане посредством прямых выборов среди населения стало в последнее время одной из остро обсуждаемых вопросов. Эксперты и представители муниципальных структур выдвигают свои конструктивные доводы «за» и «против» по данной дискуссии, однако прийти к конкретному решению пока не удалось. Резюмируя идеи и предложения, выявленные во время дебатов, можно собрать следующие пазлы.

Позиция Центризбиркома

Рабочая группа по совершенствованию законодательства о выборах считает введение порядка прямого избрания глав органов МСУ преждевременным. Позиция Центрального избирательного комитета была озвучена председателем госоргана Нуржан Шайлдобековой на форуме по вопросам МСУ. Она аргументировала такую позицию тем, что прямое избрание главы айыл окмоту с учетом качественного состава кенешей может порождать сложные конфликты между двумя выборными субъектами.

«Решаться этот конфликт будет не в пользу кенешей, поскольку айыл окмоту или мэр будут апеллировать к избравшим их жителям. Они пользуются более широкой электоральной поддержкой, чем каждый депутат в отдельности, и это будет создавать конфликтные, острые ситуации», - пояснила она в своем выступлении.

При этом, председатель ЦИК признала, что действующий порядок выборов глав органов МСУ тоже имеет недостатки и порой приводит к конфликтам, но все же не к таким крупным.

Такую же позицию озвучил заместитель директора ОЮЛ «Союз местных самоуправлений Кыргызской Республики» Кадырали Иманов в ходе дебатов, инициированных Фондом Ханнса Зайделя. Обсуждение повестки состоялось в Бишкеке 11 июля с участием всех заинтересованных лиц из числа экспертного сообщества и практикующих служащих органов МСУ.

Иманов сообщил, что позиция Союза МСУ опирается на нормы, заложенные в Конституции страны, а также в Законе «О выборах в органы местного самоуправления КР», и действующее законодательство не допускает прямых выборов глав айыл окмоту без внедрения соответствующих поправок в главный закон государства.

Так, согласно конституционным нормам главы и должностные лица айыл окмоту как исполнительный орган местного самоуправления подотчетны местным кенешам, как и Правительство перед Жогорку Кенешем. Конституция КР не включает премьер-министра, мэра города, главу айыл окмоту в круг лиц, которые избираются на основе прямого избирательного права, так как нарушаются принципы конституционного устройства и механизм подотчетности субъектов власти.

Таким образом, как было отмечено Имановым, внедрение формы прямых выборов для глав айыл окмоту, не может быть осуществлено без пересмотра указанных норм конституционного устройства КР и внесения конституционных поправок.

Иманов добавил, что изменение в системе избрания глав МСУ без поправок в главный закон республики создает риски и угрозы бесконтрольности глав айыл окмоту, что может привести к дестабилизации обстановки в регионах и негативным последствиям социально-экономического, культурного, межэтнического и религиозного характеров, потому как единственным органом, которому подотчетен глава МСУ – это местный кенеш.

Глас народа

Пользуясь возможностями передовых технологий, представительство Фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии провело опрос в социальных сетях по обсуждаемому вопросу. В опросе приняли участие 135 человек, и, как показало исследование, 86% от числа всех респондентов выразили позицию за то, чтобы главы МСУ избирались населением, а 14% выступили против каких-либо изменений в этой системе. Участники опроса также поделились своим мнением относительно требований к главам местных исполнительных органов, что в общем можно объединить в восемь пунктов.

1. Стаж работы от 5 лет;
2. Ужесточение правил выборов;
3. Ужесточение требований к кандидатам;
4. Проведение тестирования на компетентность;
5. Рекомендация от вышестоящих органов, и противоречивое мнение – вышестоящие органы не должны рекомендовать кандидатов;
6. Слабый потенциал глав айыл окмоту мешает бюджету быть прозрачным;
7. Местное население знает, кто достоин должности.

Итоги исследования говорят о том, что народ в дебатах принимает противоположную позицию, выступая за право избирать глав МСУ самостоятельно, и напрямую требовать с них подотчетность по своей деятельности взамен оказанному доверию.

Что думают сами айыл окмоту?

Главы айыл окмоту в обсуждении повестки поддерживают гражданскую позицию, подтверждая аргумент, что народу виднее, кто и какую работу может провести, придя к власти. Будучи избранными народом, как было отмечено, главы МСУ почувствуют ответственность перед населением, и не будет надобности стараться угодить депутатам местных кенешей.

«Было бы хорошо, если бы нас избирал народ. Почему? Потому что везде одинаковые депутаты, и тут надо смотреть на квалификационные требования самих депутатов, – высказал свое мнение глава Узун-Кырского айыл окмоту в Ысык-Атинском районе Чуйской области Султан Чокошев, - Очень много депутатов у нас без образования, и именно в этих айыл окмоту у нас проблема между главой и депутатами».

Он отметил, что плюсы и минусы есть как в косвенных, так и прямых путях избрания глав МСУ. Прямые выборы, по его оценке, могут оказаться весьма затратными для государственного бюджета, потому как по стране наблюдается большая текучесть, и главы местных исполнительных органов меняются довольно часто. При этом, проведение каждый раз новых выборов может ударить по бюджету, требуя средства на организацию избирательного процесса.

«С другой стороны, нынешняя система, когда нас избирают депутаты местных кенешей, - продолжил Чокошев аргументировать обратную сторону медали, - несовершенна из-за меркантильных помыслов народных избранников. Они подходят и прямо ставят условия, как заполучить его голос. На данный момент все мои коллеги выступают за прямые выборы с сохранением подотчетности перед айыльным кенешем. Здесь нужно просто составить квалификационные требования к депутатам и главам айыл окмоту».

Глава Кегетинского айыл окмоту в Чуйской области Руслан Джунушалиев также отметил некомпетентность народных избранников, что некоторые из них, преследуя лишь свои личные интересы, ищут возможности пополнить свои карманы.

«Как нам работать с депутатом, который в открытую спрашивает, перепало ли что-нибудь от тендера?» - задается вопросом Джунушалиев, рассказывая историю из личного опыта.

Взгляд экспертов

Эксперт Института политики и развития Бектур Орозбаев в обсуждении спорного вопроса выделил, что здесь необходимо определить, кто нужен народу – менеджер, политик или исполнитель.

«Мы должны определиться, кто нам нужен, и установить определенные барьеры. К примеру, на сегодня в косвенном голосовании депутаты разделяются на две-три группы. Если кандидат одной группы не смог пройти голосование, то она до конца его полномочий ставит палки в колеса, принимая оппозиционную сторону. Если же будет введен порядок прямых выборов, то это поможет избежать каких—либо делений», - пояснил Орозбаев.

Но эксперты единогласно обозначили, какая бы система не определяла глав МСУ, пока сознание народа не изменится, и та и та не будут представляться совершенными. Они указали, что такие явления, как трайбализм, влияние криминалитета и религиозных взглядов будут отдалять страну от достижений развитых стран, где существуют эти же пути избрания.

Кроме этого, эксперты воедино согласились с мнением, высказанным главами айыл окмоту о необходимости проведения квалификационного обучения, как депутатов, так и должностных лиц МСУ. Зачастую, главами айыл окмоту становятся депутаты местных кенешей и, придя к должности, они не знают элементарных порядков проведения тендера, что первым же шагом на новом посту идут противовес закону.

Руководитель фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии доктор Макс Георг Майер, выслушав озвученные мнения, рассказал о практике избрания глав МСУ в Германии. По его данным, в шести федеральных субъектах страны действует такая же система, как и в Кыргызстане, а в остальных 10 – главы местных исполнительных органов избираются прямыми выборами. Все субъекты федерации при этом испытывают ограниченность в поступлениях средств из государственного бюджета, и самостоятельно ищут средства для регионального развития. На фоне общей картины ежегодно выявляется рейтинг, самых развитых субъектов, и как показала практика, его лидерами становятся те регионы, где действует система прямых выборов.

«Я думаю, что этому есть логическое объяснение: глава МСУ может добиться успехов только тогда, когда будет понимать ожидания народа, будучи обладателем его поддержки, - указал доктор Майер, - В Баварии глава МСУ является также главой местного совета, и я считаю, что такая же система подошла бы и для Кыргызстана».

Он пояснил, что это поможет укрепить связь между исполнительным и законодательным органом, а также обеспечит прозрачность их работы.

Участники круглого стола пришли к решению, что данный вопрос следует еще раз обсудить непосредственно с участием депутатов, и, резюмируя каждую из позиций предложить итог дискуссий Центральной избирательной комиссии на рассмотрение.

ИАЦ «Кабар»
Нуркыз Сабырова

Комментарии

Оставить комментарий