Дети вне системы образования. Причины и решения

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

По данным Министерства образования КР, в Кыргызстане в 2018-19 учебных годах зарегистрировано 2177 детей, которые по тем или иным причинам не посещают школу. Эксперты и специалисты компетентных органов основными причинами данной проблемы называют внешнюю и внутреннюю миграцию, социальное, экономическое положение семей и религиозные убеждения родителей. Приведенные факты также подтверждаются в исследовании, проведенном Булан институтом под названием «Обеспечение детей образованием - новые вызовы». В докладе института говорится, что в Кыргызстане наблюдаются новые религиозные секты, вовлеченные в них люди запрещают своим детям посещать школы. Между тем, как сообщила агентству «Кабар» главный специалист Минобразования КР Гульшан Абдылдаева, в законе об образовании говорится, что каждый ребенок в Кыргызстане имеет право на обучение.

«В законе об образовании четко сказано, что каждый ребенок имеет право на образование, никто не должен быть лишен этой возможности без причин. Всего в 2018-19 учебных годах насчитывается около 2177 детей, не получающих образование в общеобразовательных учебных заведениях. Из них 866 детей, которых родители не отправляют в школу по религиозным убеждениям, 709 детей - работающие, 380 детей не получают образование по состоянию здоровья. Из этого общего числа нам удалось возвратить в школы примерно 1545 детей. Кроме этого, есть дети, у которых нет документов. Их на сегодня насчитывается 1227, все они получают образование», - сообщила она.

Касаясь основных факторов существующей проблемы, специалист министерства образования подчеркивает, что первичную роль в непосещении ребенком школы играет семья и родители, далее идут неинформированность и трудное экономическое положение их семей.

«К примеру, когда мы обходили медресе по регионам, были выявлены факты, когда там обучались дети 7-8-летнего возраста, хотя в медресе обучаются с 9 класса. Родители отдают детей в медресе по разным причинам: некоторые думают, что ребенок, отучившись там, сможет получить аттестат и далее поступит в ВУЗ, другие родители, сами находясь на заработках, отдают детей в медресе. Здесь важно обозначить, что в Кыргызстане почти у многих религий есть свое обучение и во многих из них обучаются дети», - отметила она.

Касаясь проблем миграции и раннего детского труда, Г.Абдылдаева сообщила, что ведомство в этом направлении проводит огромную профилактическую работу, прежде всего, с родителями детей.

«Ввиду роста миграции в стране появились дети, которых родители оставили на попечение родственников или других близких людей. Ситуация в таких семьях неоднозначная, родственники бывают разные, кто-то хорошо присматривает и следит за детьми, а другие абсолютно не обращают внимание на ребенка. То есть бывают ситуации, когда ребенок практически предоставлен сам себе. А если нет контроля со стороны родителей, то ребенок может пропускать занятия или вовсе бросить обучение, и таких фактов тоже немало. Что касается детей, которые по причине работы не посещают школу, то здесь мы совместно с другими компетентными органами проводим разъяснительные работы с родителями детей, и самими детьми», - подчеркнула она.

В свою очередь в Духовном управлении мусульман КР (ДУМК) отметили, что в связи с участившимися фактами, когда родители отказываются отправлять детей в школу по религиозным убеждениям, ДУМК начало проводить просветительскую и разъяснительную работу среди населения, призывая родителей отдавать детей в школу.

Как сообщили в пресс-службе управления, во всех регионах страны есть представительство ДУМК и перед всеми представительствами поставлена задача вести профилактику и убеждать людей, чтобы те отправляли своих детей в школы и не отказывались от светского образования.

«ДУМК всегда отслеживает подобные факты и принимает по ним меры. Наши имамы во время общественных молитв и публичных проповедей уделяют всегда особое внимание проблеме образования в стране. Они призывают людей не отказываться от светского образования, а наоборот отправлять детей в школы. При этом они приводят очевидные аргументы в пользу того, что ребенок должен учиться и получать образование», - отметили в пресс-службе.

Между тем экс-министр образования, доктор физико-математических наук, профессор Каныбек Осмоналиев считает, что все вышеприведенные факты, из-за которых родители не отправляют своих детей в школы, являются простыми отговорками нашего времени. По его мнению, главная причина данного вопроса – это роль самих родителей. Как подчеркнул Осмоналиев, на сегодня роль родителей и, прежде всего, их ответственность не берется во внимание государством.

«В советское время, когда ребенок не посещал школу, соответствующие органы всегда спрашивали с родителей ребенка, то есть давалась оценка действиям родителей. А сегодня мы наблюдаем халатность, при которой ребенок в наше время превратился в инструмент. В идеале ребенку нужно давать воспитание, прививать ценности и всегда держать его под контролем, а причины вышеприведенных проблем, такие как миграция, тяжелая экономическая ситуация, религиозные убеждения, это всего лишь отговорки самих родителей и компетентных органов. Вспомните, люди получали образование в более тяжелые периоды жизни страны, чем сейчас. К примеру, во времена Второй мировой войны, разве дети не учились? Более того, дети того времени стремились учиться и получать качественное образование, видя в образовании свое будущее. Такого же мнения были и их родители», - говорит К.Осмоналиев.

Кроме того, собеседник считает необходимым прививать прежде всего идеологию. «С первого класса государство должно доказывать ученикам, что будущее страны и его самого зависит от образования. Должны быть лозунги в виде «Будущее Кыргызстана за качественным образованием!», «Образование – будущее!» и так далее. Великий сын кыргызского народа Чынгыз Айтматов в своих произведениях всегда придавал огромное значение образованию. И сегодня нам и, прежде всего, властям нужно черпать идеи и стимул из его произведений», - заключил эксперт.

Аман Алымбеков
ИАЦ Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий