Бишкек, 23.09.19. /Кабар/. На общественное обсуждение с 19 сентября 2019 года выносится проект Конституционного Закона «О внесении изменений конституционный Закон КР «О статусе судей Кыргызской Республики».
Инициаторы - депутаты Жогорку Кенеша Т.Шайназаров, Б.Сыдыков, Э.Токтошев.
Согласно справке обоснования, целью и задачей проекта конституционного закона является совершенствование законодательства, регулирующего деятельность Совета по отбору судей, устранение имеющихся противоречий и пробелов. Вышеуказанный законопроект предусматривает нормы, регулирующие порядок проведения конкурсного отбора.
Проект конституционного закона предусматривает внесение изменений и дополнений в Конституционный закон «О статусе судей Кыргызской Республики», которым предлагается устранить имеющиеся пробелы в законодательстве, так как повышение качества отправления правосудия и повышение доверия общества к судебной системе является одной из основных задач судебной реформы.
Исходя из специфики задач и характера деятельности, круга обязанностей и сплетении ответственности, должность судьи выделяется особым статусом. При этом немаловажную роль играет качественный отбор кандидатов на должность судьи, так как Конституцией Кыргызской Республики и иными нормативными-правовыми актами установлены повышенные требования к судьям как в профессиональном, так и в личностном плане: высокий профессионализм, компетентность, ответственность, наличие соответствующей подготовки, знаний и навыков.
При этом на практике возникают ситуации, которые влекут за собой волокиту в работе Совета и направление представлений о назначении или представлении на должность судьи кандидатов, прошедших конкурсный отбор, но не полностью отвечающих указанным высоким требованиям.
Так, согласно абзацу 1 части 4 статьи 21-1 конституционного Закона, по результатам проведения конкурсного отбора Совет формирует список кандидатов, предлагаемый Президенту для представления или назначения.
Данный список формируется в порядке убывания согласно полученным баллам при прохождении конкурсного отбора. Кандидаты, получившие наибольшее количество баллов по итогам конкурса, представляются Президенту в порядке очередности, в зависимости от полученного кандидатом количества баллов.
При этом список расформировывается только после назначения или избрания всех ранее предложенных кандидатур, заполнения всех вакантных должностей судей либо полного использования сформированного списка кандидатов на указанную должность.
Практика проведения конкурсного отбора показала, что вышеуказанный порядок нуждается в доработке.
В частности, при формировании списка указанным образом в список включаются все без исключения участники конкурса, в том числе и набравшие крайне низкие баллы, и показавшие недостаточный уровень профессиональных и волевых качеств.
В случае неназначения президентом на должность судьи лиц из первых по списку кандидатур Совет обязан направлять Президенту кандидатуры следующих по списку лиц, и в конечном счете, складывается так, что направляются лица, получившие более низкие баллы, что не соответствует высоким требованиям, установленным к кандидатам на замещение вакантной должности судьи.
В соответствии с действующим законодательством, если в конкурсном отборе на одно вакантное место судьи принимали участие 10 кандидатов, они все без исключения включаются в список кандидатов. В последующем, если кандидат, получивший наиболее высокий балл, не был избран или не назначен, Совет направляет представление на других кандидатов в порядке убывания, несмотря на полученные ими низкие баллы. Соответственно, данное обстоятельство увеличивает работу не только Совета по отбору судей, но и других государственных органов, которые предоставляют дополнительную информацию по каждому представленному Президенту кандидату. Создает волокиту при проведении отбора кандидатур, так как до расформирования списка, Совет не вправе проводить повторный конкурсный отбор.
Поэтому полагаем необходимым установление порогового балла для лиц, прошедших конкурсный отбор. Для чего необходимо внести дополнения в конституционный Закон «О статусе судей Кыргызской Республики», следующего содержания:
«Абзац первый части 4 статьи 21-1 изложить в следующей редакции:
«Список кандидатов, предлагаемый Советом по отбору судей Президенту для представления или назначения, формируется в порядке убывания согласно полученным баллам при прохождении конкурсного отбора, но не ниже порогового балла, установленного Советом судей Кыргызской Республики».
Абзац 3 части 4 ст.21-1 конституционного Закона изложить в следующей редакции:
«Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор и преодолевшие пороговый балл, но не представленные Президенту, остаются в списке кандидатов. Кандидаты, не набравшие пороговый балл, вправе участвовать в других конкурсных отборах на вакантные должности судей не ранее чем через один год».
Следует отметить, что указанные изменения в закон позволят исключить повторное участие одного и того же лица, получившего низкий балл в конкурсном отборе на одну и ту же вакантную должность судьи в рамках одного круга.
Комментарии
Оставить комментарий