15 июня в Бишкеке состоялся круглый стол на тему «Система государственных тендеров (закупок) в Кыргызской Республике: текущая ситуация и рекомендации». Мероприятие было организованно Фондом Ханнса Хайделя в Центральной Азии. На круглый стол были приглашены депутаты ЖК КР, представители правительства, ведомств, органов МСУ и эксперты.
В приветственной речи директор Фонда Ханнса Зайделя в ЦА доктор Макс Георг Майер отметил, что тема круглого стола была выбрана не случайно. «Фонд Ханнса Зайделя постоянно проводит тренинги и обучающие семинары для представителей органов МСУ по теме закупок. Каждый орган МСУ ежедневно сталкивается с этим вопросом, поэтому чистота и прозрачность госзакупок серьезно зависит от знаний и умений сотрудников органов МСУ. Мы специально пригласили эксперта по вопросам госзакупок, который в своей презентации расскажет о правильности и эффективности госзакупок, поделится предложениями, а также раскроет иные вопросы по насущной теме», - сказал доктор Майер.
В своей презентации преподаватель Учебного центра Министерства экономики и финансов КР Уланбек уулу Дастанбек уделил внимание основным моментам, связанным с государственными закупками в Кыргызстане.
Для общей информации он рассказал о Законе КР «О государственных закупках», задачах и принципах госзакупок, целях и видах. «С момента обретения независимости есть большие достижения в вопросе госзакупок. К их числу можно отнести законы, отвечающие международным стандартам и регулирующие процесс закупки и продажи, а также электронный портал, который дает возможность всем без исключения участвовать в госзакупках», - сказал он, добавив, что в рамках госзакупок осуществляется приобретение товаров, услуг и работ.
Для наглядности были представлены данные о зарегистрированных участниках на портале госзакупок. Так по данным эксперта, на сегодня зарегистрировано 4192 закупающих организаций, среди которых активными считаются - 4055. Поставщиков зарегистрировано более – 29340, из которых активные – 26 тысяч. «Если опираться на данные Нацстаткома то мы можем видеть, что в республике имеется 453 айыльных аймака. Из них 17% это самообеспеченные аймаки, а 83% - дотационные. Таким образом мы можем видеть, что в настоящее время имеется большое число покупающих организаций», - рассказал докладчик.
Уланбек уулу Дастанбек обратил внимание на тот факт, что один и тот же товар закупающие организации приобретают по разным ценам, и что из-за определенных условий в законе закупающие организации вынуждены приобретают нужный товар порой штучно. А этом, по словам эксперта, и является причиной того, что поставщики неохотно участвуют в конкурсах. «Проблема в том, что из-за незначительного объема приобретаемых товаров поставщики не желают участвовать в конкурсах, что и приводит к тому, что число состоявшихся и несостоявшихся конкурсов увеличивается, а где-то сравнивается. В регионах эта серьезная проблема, потому как, к примеру, в районах где есть 40 сел, каждое село вынуждено покупать только один трансформатор. Конкурсы проводятся один за другим, но поставщики не идут туда, поэтому не решаются вопросы людей. А вместо этого можно было бы объединить заявки 40 сел и выставить на конкурс один лот, содержащий 40 трансформаторов по одной цене, тогда пришли бы поставщики и цена бала бы ниже», - говорит преподаватель Учебного центра.
Для справки: из статданных за 2019 год в общем, за 9 месяцев 2019 года и аналогичный период 2020 года видно: В 2019 году из 118580 конкурсов на сумму в 100,5 млрд. сомов успешно были проведены 77477 конкурса на сумму в 65,2 млрд. сомов; за 9 месяцев 2020 га из 62449 конкурсов на сумму в 59,4 млрд. сомов успешно были проведены 40870 конкурса на суму в 34,4 млрд. сомов.
Эксперт обратил внимание на другую проблему, касающуюся приобретения ненужных товаров, но которые указаны в защищенных статьях расходов. К таким товарам он отнес канцелярию, калькуляторы и прочие расходные материалы, которые уже не нужны из-за того, что большая часть делопроизводства переведена в электронный формат и у всех есть компьютеры. Но это происходит из-за того, как говорит эксперт, потому как закупающие организации боятся по их словам - урезания бюджета в следующем году если они не используют выделенную сумму на такие статьи. «Поэтому бухгалтера говорят, что «надо обязательно покупать, канцелярию, калькуляторы и иную канцелярию»», - цитирует Уланбек уулу Дастанбек.
Эксперт еще раз указал, что если есть 4 тысячи приобретающих организаций, то они покупают те же самые ручки по 4 тысячам различным ценам. «А где тогда разница в цене? На том же Джунхае цена в два раза дешевле нежели у поставщиков. Но законы требуют осуществлять закупку согласно нормам, поэтому закупающие организации вынуждены приобретать товары, услуги и работы исходя из требований госзакупок. Но когда проверяющие органы начинают проверять, то разницу в цене, выставляют как урон государству. А если не захотят, то не показывают», - говорит эксперт.
Вопрос ответственности из-за проверяющих органов, по словам эксперта, является чуть ли не основной проблей в госзакупках в КР. По его словам, в законе четко прописана персональная ответственность руководителя, членов конкурсной комиссии и отдела закупок, поэтому туда никто не хочет идти работать или проводить конкурсы. «Если под любым предлогом не получается не войти в конкурсную комиссию, то потом стараются не проводить конкурсы, независимо от того, на чьи деньги будут приобретаться необходимые услуги, товары или работы – государственные, кредитные или грантовые средства», - указывает он.
Рассказывая о проблемах Уланбек уулу Дастанбек сказал, что одной из таких основных причин является сложность к восприятию и применению условия Закона. «Да, он был в начале написан понятно, но после ряда внесенных изменений в настоящее время мы имеем Закон, которым в итоге не можем пользоваться», - говорит эксперт, добавив, что с 2015 года, когда был принят Закон, по настоящий день он претерпел 10 изменений.
Второй проблемой Дамирбек уулу Дастанбек выделил отсутствие законодательно прописанных механизмов по мониторингу цен. По его словам, было прописано требование, но не указан алгоритм вычисления усредненной цены, то есть путей установления суммы.
Еще одна проблема, которая имеется в системе госзакупок в Кыргызстане связана с отсутствием должного внимания к роли закупщика и отдела закупок. «Хотя закупающий отдел стал основным в организациях», - говорит он.
Другой проблемой, которая уже звучала выше, по мнению эксперта является нежелание государственных и муниципальных служащих входить в состав конкурсной комиссии. «Причина в том, что при проведении любого конкурса в любом случае возбуждаются уголовные дела и проводятся досудебные разбирательства. Поэтому никому не хочется таких вещей», - отмечает докладчик.
Последним вопросом, который по мнению докладчика также относится к проблемам является отсутствие в законодательстве обязывающих норм по проведению централизованных закупок. «Если к примеру, передать все необходимые покупки лекарственных средств Минздраву, приобретение ГСМ – Минтрансу, стройматериалов – Госархстрою, приобретение продовольствия для больниц и школ - Минсельхозу, то каждый занялся бы своим делом: учителя спокойно учили бы детей, врачи лечили людей и так далее», - поделился мнением докладчик.
Несмотря на наличие норм в Законе о госзакупках позволяющие проведение централизованных закупок и соответствующего постановления Правительства КР от 12 августа 2015 года до сегодняшнего дня закупающие организации ими не пользуются.
Показательный опыт Минздрава
После тщательного изучения объема закупок организаций здравоохранения, Минздрав принял решение выставить на централизованный конкурс 21 наименование из числа жизненно-важных лекарственных средств и медицинских изделий, закупаемых в больших и малых объемах.
2 мая 2019 года Минздрав объявил централизованный конкурс по 75 лотам, на общую сумму 201,3 млн. сомов для 111 организаций здравоохранения.
Основным результатом централизованного конкурса стало снижение цен. Из 75 лотов, конкурс состоялся по 53 лотам на общую сумму 142,4 млн. сомов. Как отметил докладчик, по всем несостоявшимся лотам централизованного конкурса, экономия от цены конкурса составила 29 млн. сомов. Иными словами, централизованный конкурс позволил снизить цены от 10 до 50%. «И это только с первого конкурса», - говорит он.
Примечательно, что по решению Совета по политике Минздрава на сэкономленные средства в сумме 35,4 млн. сомов (по результатам 4 централизованных конкурсов) были закуплены:
- инсулин;
- противогриппозная вакцина;
- наборы для стентирования больных с острым коронарным синдромом;
- противоопухолевые препараты.
По словам докладчика, на конкурсе были представлены товары трех отечественных производителей на сумму 37 млн. сомов. Дамирбек уулу Дастанбек особо отметил, что медизделия местного производителя не только лучшего качества, но и с низкой ценой. «Данный участник был признан победителем по 11 лотам на сумму в 7988928 млн. сомов. Другой местный производитель шприцов был признан победителем после применения льгот в размере 20% по двум лотам. Еще одному отечественному производителю была предоставлена скидка по лоту на поставку этилового спирта. Выигрыш по трем лотам составил 170438 млн. сомов», - рассказал докладчик.
В ходе презентации преподаватель Учебного центра поделился предложениями с целью улучшения системы госзакупок в КР. Это касается п.1 ст.10 Закона где предложено исключить «или возлагает ответственность за осуществление закупок на один из своих отделов» чтобы усилить роль отдела закупок. Кроме того, было предложено внести соответствующие нормы в законодательство (о гражданской защите, об охране здоровья населения КР) обязывающие наличие жизненно важных ЛС и МИ и продуктов питания для организаций здравоохранения, образовательных учреждений и др.:
- шестимесячного неснижаемого запаса на республиканском уровне;
- трехмесячного запаса на областном уровне;
- месячного запаса на районном уровне.
Цифровизация
В настоящее время все покупки и продажи осуществляются на портале электронных госзакупок, который был введен в действие в 2015 году. Это, по словам эксперта, позволило исключить непосредственный контакт поставляющих и покупающих организаций. Кроме того, процесс закупок стал прозрачным и конкурентным.
Как отметил преподаватель Учебного центра, портал обновляется и дорабатывается, чтобы мог отвечать всем требованиям времени и участников. «Недавно был интегрирован электронный каталог «Тандоо», который также помогает участникам конкурсов», - отметил Дамирбек уулу Дастанбек.
Завотделом Департамента госзакупок Досалиев Баялы сообщил, что программа государственного портала госзакупок прошла международную аккредитацию, финансировал в самом начале его создание АБРР. «Рассчитанный на нагрузку 20 тысяч пользователей портал уже не выдерживает, происходят некоторые сбои в его системе. Многие работают после 10 вечера. Говоря об электронном каталоге, участники уже пользуются им активно и заходят в блок, где они могут приобрести продукцию напрямую. Уже произведены расчеты с донорами, чтобы обновить сервер портала. Новое руководство дало распоряжение по улучшению работы портала и системы госзакупок. Концепция госзакупок будет пересмотрена и введен новый порядок. Департамент госзукупок в скором времени внесет в Жогорку Кенеш предлагаемые изменения», - рассказал завотделом Департамента госзакупок.
Планируется, что в нормативы госзакупок будут введены определенные нормы исходя из рациональности использования тех или иных видов офисных принадлежностей и техники.
Участие в ЕАЭС
По словам представителей Департамента госзакупок, в настоящее время заинтересованы поставщики из стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные заинтересованные страны – это Казахстан и Россия. «Из дальнего зарубежья в основном – это поставщики программного обеспечения высоких технологий», - сообщил завотделом Департамента госзакупок Досалиев Баялы, добавив, что при всем этом, законом предусмотрена 20%-ная льгота отечественным производителям, что является хорошей поддержкой для них.
По его словам, делаются шаги по интеграции системы госзакупок республики в системы ЕАЭС, чтобы отечественные производители могли и там участвовать в конкурсах.
Недобросовестные поставщики и закупщики
Законом все предусмотрено, рассказали представители Департамента госзакупок, отметив, что есть межведомственная комиссия, которая не подчиняется никому, кроме премьера. Работа комиссии, по данным Департамента, оплачивается отдельно и в нее входят представители различных сторон. Выбор членов комиссии осуществляется определенной программой. Данная комиссия рассматривает каждую отдельную жалобу.
Из-за того, что полномочия Департамента ограничены, в случае подтверждения нарушения законодательства, дела передаются компетентным органам.
Примечательно, что на портале госзакупок имеется отчет по всем вынесенным решениям комиссией.
В ходе обсуждения после доклада участники затронули вопросы необходимости организации кратких курсов для представителей закупающих организаций в аймаках, улучшения системы госзакупок, порядка госзакупок и целесообразности некоторых положений закона.
Директор Фонда Ханнса Зайделя доктор Макс Георг Майер подчеркнул, что краткосрочные курсы не эффективны. По его мнению, наоборот курсы должны быть продолжительными и не заканчиваться одним или несколькими тренингами. «Я считаю, что в айылных кенешах должен быть один ответственный секретарь, который имел бы соответствующее образование в госзакупках. Его позиция не зависела бы от смены руководства, а наоборот в функционале была возможность последнего слова при принятии определенных решений. Тогда была бы достигнута эффективность и устойчивость в айыльных кенешах», - отметил доктор Майер приведя в пример функционирование системы в Германии.
В завершении встречи доктор Майер поблагодарил собравшихся, высоко оценил представленный доклад по системе госзакупок и обратил внимание на интересное обсуждение. Глава Фонда отметил, что данный вопрос важен, потому как если закон о госзакупках будет строже, то и его участники будут ответственнее работать с ним. «При этом со строгостью закона о госзакупках есть и негативные стороны. Какая будет польза от того, что один из глав аыйл окмоту будет меньше работать из-за строгости закона о госзакупках?», - заключил доктор Майер.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий