Госвизит президента Шавката Мирзиёева в Кыргызстан. Интервью с послом Узбекистана в КР

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Чрезвычайный и Полномочный посол Узбекистана в Кыргызстане Хуршид Мирзахидов в преддверии государственного визита президента РУз Шавката Мирзиёева в Кыргызстан дал интервью КНИА «Кабар». Посол рассказал о развитии отношений между странами, о проектах по строительству ГЭС «Камбар-Ата-1», железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», комплексном развитии туризма в Центральной Азии, а также об открытии совместного производства автомобилей в КР.

- Кыргызстан и Узбекистан сделали несколько серьезных шагов для реального развития взаимовыгодного сотрудничества. Крепнут экономические связи, благодаря чему начинается совместная реализация крупных инфраструктурных проектов регионального масштаба. Стороны пришли к консенсусу по размежеванию на спорных участках границы, чего не удавалось достичь не протяжении десятилетий. Как вы оцениваете нынешний уровень политического диалога и взаимодействия между Бишкеком и Ташкентом, и какими Вам представляются перспективы развития союзнических отношений?

- Хотелось бы отметить, что переломным моментом в развитии отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном стал 2017 год. В этот год лидерами наших стран была принята «Декларация о стратегическом партнёрстве, укреплении дружбы, добрососедства и доверия между государствами», которая подняла на более высокий уровень, заключённый в 1996 году Договор о вечной дружбе.

Начиная с этого периода, с каждым годом отношения между нашими странами придерживаются исключительно положительной динамики развития, показывая перспективы союзнических отношений. Оценивая нынешний уровень политического взаимодействия, следует отметить, что между президентами двух стран установлен доверительный диалог, на самом высоком уровне подтверждена политическая воля всесторонне укреплять многовековые узы дружбы и добрососедства, наращивать узбекско-кыргызские отношения стратегического партнерства.

Стороны совместно создали совершенно новую политическую и дружественную атмосферу, которая способствует поступательному и комплексному развитию отношений, росту взаимного доверия между нашими странами, а также в регионе Центральной Азии. Основными приоритетами и целевыми задачами на сегодняшний день являются наращивание объёмов взаимного товарооборота, кооперация между нашими ведущими предприятиями и бизнесом, эффективное использование и повышение транзитного потенциала, сотрудничество в сферах водопользования и энергетики, межрегиональное сотрудничество, а также активизация культурно-гуманитарных обменов в целях сближения наших братских народов.

Благодаря политической воле Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева и Президента Кыргызстана С.Жапарова удалось решить вопрос делимитации узбекско-кыргызской государственной границы, который на протяжении более 30 лет был серьёзным аспектом в вопросах сотрудничества между приграничными регионами двух стран.

С уверенностью могу констатировать, что между различными ведомствами наших стран налажен продуктивный диалог в целях нахождения выгодных для обеих сторон решений, установления механизмов выполнения поставленных задач, без которых все намеченные цели и задачи могут остаться на бумаге.

- Узбекистан и Казахстан стали партнерами Кыргызстана в проекте строительства крупной ГЭС «Камбар-Ата-1». Эта гидроэлектростанция позволит значительно нарастить выработку электроэнергии для региона, и более рационально использовать воду, которая необходима в летний период для орошения полей. Важно, что это решение было принято на уровне президентов, и каждая из сторон, действуя исходя из своих национальных интересов, нашла для себя выгоду. Чего ждут в Ташкенте от реализации этого проекта?

- Действительно, 6 января текущего года министры энергетики Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана подписали «Дорожную карту» по строительству Камбаратинской ГЭС-1. Предварительно принято решение, что совместное предприятие будет управлять ГЭС после ее строительства, а 34% его акций будут принадлежать Кыргызстану. А Казахстан и Узбекистан будут владеть по 33% каждый.

В энергетической сфере подобные проекты регионального масштаба могут оказать существенное влияние на решение проблем с потреблением электроэнергии в отдельных регионах наших республик и эффективного водопользования. Особенно в текущем году заметно, что в регионе остро стоит задача по увеличению энергомощностей.

Это также дает положительный сигнал мировому сообществу, что страны Центральной Азии готовы к диалогу, прагматично могут решать региональные вопросы и реализовывать инвестиционные проекты путем нахождения взаимоприемлемых компромиссов между собой.

- На саммите ШОС в Самарканде было заключено еще одно важное для всего региона соглашение с участием наших государств. Это строительство железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан». Эксперты называют эту транспортную артерию – новый Шелковый путь. Какие, на ваш взгляд, возможности для Центральной Азии откроет эта дорога и насколько она важна?

- Хотелось бы отметить, что еще во время визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан в марте 2021 года между лидерами наших стран выражена политическая воля по скорейшему строительству железнодорожной магистрали «Китай — Кыргызстан — Узбекистан», которая будет способствовать повышению привлекательности Центральной Азии в качестве наиболее выгодного и эффективного транзитного коридора в регионе.

14 сентября 2022 года в Самарканде на полях Саммита ШОС подписано соглашение между транспортными ведомствами Узбекистана, Кыргызстана и Китая о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги по участку на территории Кыргызской Республики по комбинированному варианту маршрута «Торугарт – Арпа – Макмал – Джалал-Абад».

Реальные шаги в вопросах реализации подписанного Соглашения уже предпринимаются всеми заинтересованными сторонами, в том числе Узбекистаном. В частности, на днях в Бишкеке с участием представителей Министерства транспорта Республики Узбекистан и АО «Узбекистон темир йуллари» состоялось открытие совместного Проектного офиса по координации проекта строительства железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан». Целью работы офиса является координация совместных мер по ускорению практической реализации проекта.

Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов. Реализация проекта послужит основой для расширения географии торговли и перевозок из Китая через Кыргызстан и Узбекистан в Европу и государства Южной Азии и Персидского залива через южный транспортный коридор.

Улучшение транспортного сообщения с другими регионами и странами может в значительной мере дать толчок дальнейшему развитию экономик наших стран, в особенности регионов, через которые будет пролегать маршрут железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан», а также диверсифицировать транспортные маршруты для доставки товаров. Значительное содействие будет оказано расширению оказываемых транспортных услуг населению, развитию и совершенствованию транспортной инфраструктуры.

- Кыргызстан и Узбекистан договариваются совместно производить автомобили в Кыргызстане. А сам завод будет построен в Чуйской области. Минэкономики вынесло проект на рассмотрение парламентской комиссии. В производстве участвуют две частные компании с кыргызской стороны, это АО «Нур» и ОсОО «ДТ Техник», с узбекской стороны – ГП «Узавтосаноат». Сообщалось, что планируется производить 19 типов автомобилей, в том числе микроавтобусы, пикапы и седаны. Если стороны придут к взаимопониманию по всем вопросам, то скоро предприятие заработает?

- В случае достижения взаимопонимания по всем вопросам, касающимся открытия совместного производства автомобилей в Кыргызстане, мы надеемся, что реализация задуманного проекта не заставит себя долго ждать. На первоначальном этапе завод будет выпускать чуть более 3 тыс. автомашин в год. Далее объемы поэтапного производства легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков могут возрасти до 30 тыс. единиц в год.

Ожидается, что соглашение об открытии совместного производства автомобилей в Кыргызстане будет подписано в рамках предстоящего государственного визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Бишкек. Это свидетельствует о том, что перед компетентными ведомствами наших стран встанет задача решить вопросы, связанные с реализацией данного проекта в самые кратчайшие сроки.

Думаю, что с учетом прагматичности политики, проводимой лидерами наших стран, задачи по наращиванию совместных промышленных коопераций не только в области машиностроения, но и в других отраслях экономики будут ставиться регулярно.

- Как Узбекистан смотрит на комплексное развитие туризма в Центральной Азии с взаимозаменяемыми визами?

- Прежде всего, стоит отметить, что в последние годы в Узбекистане уделяется пристальное внимание к проведению активной политики в области развития туризма, принимаются нормативно-правовые акты и целевые региональные программы для формирования правовых основ современного цивилизованного туристического рынка, а также модернизируется туристическая инфраструктура.

Ускоренное развитие сферы туризма и повышение его роли в экономике считается одной из важных задач в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан.

Значительную роль в обеспечении развития туристической индустрии играют регулярно проводимые крупные MICE-мероприятия. Одним из важнейших ежегодных событий является Ташкентская международная ярмарка «Туризм на Шелковом пути», где проводится форум по актуальным вопросам развития туризма в Центральной Азии и мире в целом. Это позволяет заключать деловые контракты и развивать международное сотрудничество.

Необходимо также консолидировать усилия по созданию механизма для развития внутрирегионального туризма, разработке и реализации совместной программы «Один тур - один регион».

При этом Узбекистан и Казахстан уже ведут активную работу по внедрению так называемого «азиатского шенгена» - проекта «Silk Road Visa», к которой активно проявляют интерес кыргызские и таджикские туристические компании.

- Спасибо большое за ваши ответы и желаем вам успехов.

- Спасибо большое!

Комментарии

Оставить комментарий