• 86.5
  • 91.38
  • 0.86
  • 0.17

Год цифровизации: Философия президента заключается в том, чтобы в центре был гражданин – Догоев

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

2019-й год президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым был объявлен Годом развития регионов и цифровизации. В течение года проведена колоссальная работа по внедрению автоматизированной системы в государственные и муниципальные услуги, и в целом в жизнь каждого гражданина страны. Цифровизацию население ощущает уже сегодня. Потому что значительно сократилось число сборов справок и другой бюрократии для получения определенных документов. Более того, многие услуги граждане могут уже получить в режиме реального времени. Полноценно работают портал Государственных электронных услуг и межведомственная система «Тундук». Председатель Государственного комитета информационных технологий и связи Дастан Догоев в интервью агентству «Кабар» рассказал о проделанной работе и о том, каким будет цифровой Кыргызстан в итоге.

- 2019-й год был объявлен Годом развития регионов и цифровизаци. До конца года осталось меньше трех месяцев, расскажите, какую работу вы провели в рамках объявленного года?

- У нас есть стратегические документы, которые определяют меры по цифровому развитию. Это, в частности, Национальная стратегия по цифровому развитию, которая охватывает 2018-2040 гг. Этот документ, как известно, определяет ключевые направления страны до 2040 года. Далее программа правительства «Единство. Доверие. Созидание», которая была принята и утверждена постановлением Жогорку Кенеша и направлена на развитие стратегии 2040, она определяет приоритетные направления деятельности правительства. Третий документ, который определяет ориентиры цифрового развития, – это решение Совета безопасности КР. Там была одобрена концепция цифровой трансформации «Санарип Кыргызстан», которая охватывает 2019-2023 гг. В нем поставлены три стратегические цели:

- развитие цифровых навыков;
- предоставление качественных услуг и сервисов;
- обеспечение экономического роста за счет развития цифровых технологий.

То есть основными определены эти документы.

Кроме того, в целях усиления мер в соответствии с указом президента Кыргызстана 2019 год был объявлен Годов развития регионов и цифровизации страны. Конкретно правительству были даны рекомендации по созданию единых цифровых платформ. Это единая система идентификации личности гражданина, портал электронных услуг, система электронных сообщений, система использования электронной подписи и платежный шлюз. А также были даны рекомендации по созданию региональных хабов для развития интеграции науки, образования и бизнеса, внедрения электронного документооборота между местными органами и населением, перехода на безналичные формы платежей, автоматизации услуг образования, здравоохранения и т.д. То есть это то, что идет в рамках реализации этого указа. Одним из важных направлений по данному указу является разработка и внедрение системы «Санарип Аймак», которая направлена на автоматизацию деятельности и систему управления айыл окмоту и предоставление муниципальных услуг по формату или принципу единого окна.

В настоящее время по «Санарип Аймаку» ведется разработка со стороны Госпредприятия Инфоком. До конца года планируется начать пилотное внедрение во всех айыл окмоту. Их всего 453. Эта система будет охватывать всю систему госорганов через платформу «Тундук».

По развитию безналичных платежей и системы предоставления госуслуг в электронном формате мы запустили проект, который называется «Государство как платформа», который предполагает сотрудничество и интеграцию частного и государственного сектора и на основе него предоставлять более инновационные услуги. В этом направлении сейчас активно начали работать как представители сотовых операторов, так и комбанки. Сейчас платформа «Тундук» предоставляет 31 услугу, через портал электронных услуг доступно 37 услуг, и в том числе через мобильное приложение доступны 42 муниципальные услуги. Всего где-то 104 услуги. Мы планируем нарастить эти услуги как качественно, так и количественно. До конца года планируем запустить порядка 189 услуг и сервисов.

- Можете рассказать подробней, какая работа была проделана в разрезе регионов?

- Мы провели во всех регионах специальные семинары, чтобы повысить осведомленность и потенциал муниципальных служащих и руководителей. В рамках реализации концепции «Санарип Кыргызстан» в регионах прошли обучения по внедрению электронного документооборота, а также системы управления человеческими ресурсами Е-кызмат. Они уже начали обучение и работу с системой. По отдельным направлениям, по здравоохранению и образованию, например, в Иссык-Кульской области по линии ФОМС запустили систему «Электронный рецепт», в Ошской области работает система «Единая медицинская карта», в Иссык-Кульской области реализован ряд проектов по проекту «Умная школа» и т.д.

Все эти проекты направлены на то, чтобы создать максимально комфортные условия для человека при получении определенных услуг. В рамках нашего проекта «Государство как платформа» мы выбрали именно такой формат предоставления услуг, то есть через мобильные приложения, потому что у нас порядка 2,5 млн интернет-пользователей, и основная часть использует мобильный интернет. Мы через мобильное приложение предоставляем эти услуги. Соответственно, не зависимо от того, где человек находится, в регионе или в городе, при наличии мобильного интернета он может получать эти услуги и сервисы, в том числе и вводить оплату.

- Какой регион лидирует по переходу к цифре?

- Чтобы более объективно и достоверно оценивать уровень цифровизации в регионах, мы запустили проект постановления правительства, в соответствии с которым разработали перечень индикаторов, который будет определять внедрение концепции «Санарип Кыргызстан». Сейчас эта концепция находится на согласовании в министерствах и ведомствах. Как только она будет принята, мы сможем четко определить, какой наш регион является передовым с точки зрения цифрового развития и по каким направления какой регион отстает. Сейчас сложно сказать четко, потому что все регионы активно ведут работу.

- Немаловажным фактором в цифровой трансформации является кадровый потенциал. Какая работа проводилась в этом направлении?

- Как известно, был создан Центр цифрового развития при Академии госуправления. Миссия Центра заключается в том, чтобы готовить и создавать условия для повышения потенциала государственных и муниципальных служащих. Они в этом направлении проводят работу и обучают как государственных, так и муниципальных служащих. В рамках проекта Digital Casa планируем провести работу по определению перечня цифровых навыков, который мы направим на рассмотрение правительства. По итогам должна быть проведена работы по определению соответствующих стандартов и программ обучения, чтобы готовить специалистов. Сейчас достижений в этом направлении пока нет. Мы ведем работу. Вместе с тем, мы сейчас с участием бизнес-сообщества планируем запустить проект по развитию цифровых навыков у населения в регионах. Он будет направлен на то, чтобы выработать или развить у населения навыки, чтобы оно через интернет-технологии могло получать какие-то дивиденды, то есть заработок.

- Какая работа проводится по переходу к безналичным платежам?

- Этот вопрос находится в компетенции Нацбанка. Но в целях стимулирования развития безналичных платежей была сформирована межведомственная рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон при Госкомитете информационных технологий и связи. Это группа разработала единый стандарт, то есть единые требования к формированию, использованию и обработке QR-кодов для безналичных платежей. Этот документ был разработан и направлен в «Кыргзыстандарт». Последний его принял. Мы направили обращение в адрес Нацбанка, чтобы создать условия для комбанков это популяризировать. Мы считаем, эта технология позволит эффективно развить и дать импульс к развитию безналичных платежей.

- Насколько наша инфраструктура готова к переходу на оплату через QR-код?

- По инфраструктурам ключевым направлением было подключить к сети интернет все социальные объекты. В настоящее время соцобъекты по линии Минсоцтруда и Минздрава подключены и имеют связь по сети интернет. По линии Министерства образования всего необходимо было подключить 2137 школ, из которых 660 школ были подключены за счет ресурсов Кыргызтелекома, 671 школа – за счет местных ресурсов и 675 подключены компанией Ice Space, которая была отобрана по итогам конкурса со стороны Минобразования. В настоящее время 31 школа не имеет технической возможности подключения к сети, по ним ведется работа.

- На какой стадии реализация проект Digital CASA?

- У нас в рамках соглашения между правительством Кыргызстана и Всемирным банком по реализации проекта Digital CASA общий бюджет проекта составляет 50 млн долларов, половина - грантовые, половина - кредитные средства. Проект состоит из четырех компонентов. Первый - развитие инфраструктуры, то есть доведение широкополосного интернета населению по всей стране. В данном направлении уже ведутся работы по разработке тендерной документации. В соответствии с процедурами Всемирного банка, та компания, которая будет отобрана, должна будет реализовать компонент. Второе - создание инфраструктуры данных, то есть строительство и запуск дата-центров. В этом направлении также ведется работа по разработке техобоснования и тендерной документации. Третье - уже объявлен конкурс по найму юридической компании, которая должна будет разработать необходимый пакет НПА для цифровой экономики на последующие пять лет. Четвертое - обеспечение и создание мер по реализации самого проекта. Это в основном обеспечение заработной платы сотрудникам, проведение аудита и т.д.

- Расскажите о внедрении электронной подписи?

- По закону у нас есть несколько видов электронных подписей: простые и квалифицированные. Чтобы обеспечить достоверность и придать юридическую значимость определенным цифровым транзакциям. В этом направлении со стороны госпредприятия Инфоком была запущена облачная платформа, которая позволила снизить стоимость электронной цифровой подписи для непосредственного субъекта в 8-9 раз. При этом эта система интегрирована в систему приема отчета в ГНС. Это хорошая перспектива. Мы ведем работу единой системы идентификации, когда гражданин мог заверять свои электронные документы, которые требуют придания юридической значимости.

- Как в Кыргызстане, на ваш взгляд, развиваются системы блокчейн и криптошифрования? Есть ли у них потенциал?

- Криптошифрование у нас есть. Давно используется, есть нормативно-правовой документ в этом направлении.

Технологии блокчейн воспринимаются в обществе как добыча криптовалют. Но именно сама технология – это система, которая основа на распределенных реестрах, где фиксируются определенные ключи, которые обеспечивают подлинность и достоверность определенной информации, позволяя тем самым создать цифровую доверенную экосистему, где каждый участник сети может доверять именно той информации, которая является результатом определенных процессов. Я думаю, что сама технология показала свою эффективность для построения таких систем, где каждый участник может доверять таким системам. С этой точки зрения у нас есть большие перспективы разработки и внедрения системы блокчейн в системе регистрации прав, имущественных или иных. Например, на регистрацию прав не недвижимое имущество.

- Каким вы видите цифровой Кыргызстан в конечном итоге?

- В целом, мы сейчас работаем над реализацией того стратегического видения со стороны президента Кыргызстана. И им была задана философия цифровой трансформации, которая предполагает реализацию всех проектов в области цифровой трансформации по человекоцентричной модели, то есть в центре этих проектов должен находиться гражданин. Они направлены на создание самых комфортных условий для человека при получении определенных услуг и сервисов, в том числе, чтобы он мог получать качественный доступ к образованию, медуслугам, чтобы он мог находить цифровые дивиденды, возможности каких-то доходов. Основная философия заключается в этом.

Беседовала Мехриниса Сулайманова

Комментарии

Оставить комментарий