Ровно год назад Кыргызстан выбрал нового Президента страны - Сооронбая Жээнбекова. Уже в первую годовщину президентства С.Жээнбекова можно подвести определенные итоги его деятельности. Почти с первых дней своей работы, С.Жээнбеков обозначил основные пути развития и реформирования государства. Следует подчеркнуть, что задачи были поставлены простые – это борьба с коррупцией, реформа судебной системы, развитие регионов, улучшение социального положения населения и ряда других направлений развития государства, которые необходимы для всестороннего улучшения страны. Важно отметить, что проблемы в вышеуказанных сферах копились годами.
Одним из приоритетных направлений в работе Президента стало социальное улучшение положения учителей и педагогов. Об этом Президент говорил и во время своей предвыборной кампании. Представляя тогда общественности свою программу «Интересы страны дороже всего!», Сооронбай Жээнбеков говорил, следующее:
«Одной из самых важных задач для меня будет постоянное повышение заработной платы и пенсий. Мы сможем довести до 30 тысяч сомов размер зарплаты учителей и врачей. Я знаю источники и пути достижения этого. Учитель станет самой престижной профессией в Кыргызстане», - сказал тогда президент.
Булан институт, который провел ряд медийных исследований в области образования страны отмечает, что за последние семь лет зарплата учителей повышалась дважды. Но после того, как были внесены изменения в порядок начисления зарплаты, некоторые учителя по сей день не могут до конца понять то, каким образом производится расчет, какая доплата идет за проверку тетрадей, за подготовительную и внеурочную работы, трудовой стаж и урочные часы.
Согласно проведенному исследованию института, новые методы начисления заработной платы, введенные в 2011 году, не дают положительных результатов. В школах сокращается дефицит кадров, однако набор учителей с меньшим количеством часов привел к сокращению зарплаты других педагогов. Хотя расходы на финансирование фонда оплаты труда учителей в 2017 году составили 14441,6 млн. сомов и Министерство финансов уверяет, что эта сумма в 3,7 раза больше чем пять лет назад. Порядок начисления зарплаты по урочным часам дал возможность устроиться на работу в школу с 6-8 часами тем, кто сидит с детьми дома, а также тем, кто получил заочное образование и не имеет качественного педагогического образования и стажа. Новый порядок обусловил раздробление фонда зарплаты на большее количество учителей.
На этом фоне, зрячая позиция главы государства в вопросах социального статуса учителей, говорит о новых реформах, которые затянулись в сфере образования Кыргызстана. В своем первом эксклюзивном интервью об итогах одного года президентства местному изданию, Президент помимо политических и насущных вопросов, конкретно остановился на повышении заработной платы учителям.
«Во время агитации я заметил, что избиратели не обращают внимания на конкретные факты и реальные цифры. Они верят громким и многообещающим заявлениям кандидатов. В ходе таких встреч я скорректировал программу. Одним часто задаваемым вопросом во время агитационной кампании был вопрос о повышении зарплаты учителям. Мои оппоненты заявляли, что оплата труда педагогов будет выше 25 тысяч сомов. Не скрою, тогда я решил идти дальше и пообещал довести их зарплату до 26 тысяч сомов. Раз обещал, то будет выполнено за период моей президентской деятельности», - сказал Глава государства.
Кроме повышения заработной платы учителей, Президент также обратил внимание на качество образования в стране, при этом призвав всех педагогов и экспертов в сфере образования подойти к вопросу со всей ответственностью.
Во время V Съезда учителей и работников образования государств - участников СНГ, который состоялся 11 октября текущего года в Бишкеке, Президент подчеркнул, что советская система образования была адекватной потребностям того времени.
«С тех пор, много что изменилось. Распалось общее образовательное пространство. В нашу жизнь вошли рыночные отношения, и кардинально изменился рынок труда. Новая жизнь в наших обществах потребовала новую систему образования», - сказал С.Жээнбеков, призвав всех участников съезда к созданию общеобразовательного пространства.
Тогда же Президент Кыргызстана отметил, что поставил перед системой образования вопрос: как реформировать школу так, чтобы она была не только местом накопленных знаний, но и местом, где ребенок приобретает способность добывать новые знания в любое время, в любом месте, в продолжение всей своей жизни.
«Система образования у нас должна быть не только местом воспроизводства общественных норм, но и механизмом развития страны. В условиях ограниченных природных ресурсов мы вынуждены делать ставку на интеллектуальный ресурс. Мы обязаны построить такую модель образования, которая приведет к развитию страны», - сказал Сооронбай Жээнбеков.
Он отметил, что ставку необходимо сделать на широкое и повсеместное применение цифровых технологий, раннее развитие и дошкольное образование, использование дистанционных технологий и практики электронного обучения. "Нам необходима также более тесная интеграция между образованием и наукой", - заключил Жээнбеков.
Между тем, Министерство образования КР предостаивло агентству “Кабар” отчет о проделанной работе за 2017-2018 учебный год, в котором говорится, что ведомством проведена большая работа по обновлению стандартов образования, которые теперь нацелены на результаты обучения или компетентности, то есть умение применять полученные знания и навыки в жизни.
По данным Минобраза, создана единая «линейка» стандартов на компетентной основе для всего школьного образования. Был оптимизирован Базисный учебный план, увеличено количество часов на изучение иностранного языка с 2-х часов в неделю до 5 в 5-х классах и в 6-м классе увеличивается с 2-х до 4-х часов в неделю. Также изучение предмета «Информатика» вводится с 5-х классов.
Ученики 5-6 классов уже обучаются по новым предметным стандартам с использованием новых учебных программ и учебно-методических комплексов. 32 наименования учебников нового поколения тиражом в 3 млн. 300 экземпляров книг доставляются во все школы Кыргызстана.
Разработаны 14 учебно–методических комплексов (УМК) по 5 предметам естественно–математического цикла для 7–9 классов. Разработаны новые стандарты для 10–11–классов на компетентной основе для общих и специализированных направлений.
Вырос охват школ Интернетом: 20,8% в 2016-2017 учебном году, 55% в 2017-2018 учебном году, 67% - в 2018-2019 учебном году. До конца года оснащение планируется довести до 100%.
Из бюджета выделено 74,2 млн. сомов на оснащение общеобразовательных школ республики оборудованием для цифрового телевизионного вещания (4236 комплектов телевизионного оборудования поставлено в школы), и 30 млн. сомов на оснащение общеобразовательных школ республики компьютерным оборудованием.
В рамках реализации Концепции региональной политики, в 60 районных и городских центрах созданы 60 центров, оснащенных компьютерами, ноутбуками, проекторами, серверами, необходимой мебелью, сетевым оборудованием и оборудованных электронными библиотеками. Данные школы станут региональными образовательными кластерами, обеспечивающими возможность проведения апробации разных вариантов базисного учебного плана, образовательных стандартов, учебных программ и учебников, а также дистанционного повышения квалификации педагогов.
По части проводимых реформ в профессиональном образовании, в Министерстве сообщили, что принято распоряжение о создании технопарка с функционированием ИТ-академии и Центра инновационных технологий и информационного права.
Ведомство приступило к формированию Национальной квалификационной системы. Национальная квалификационная система КР (НКС) является важнейшим механизмом согласования квалификаций, получаемых в процессе обучения и востребованных на рынке труда.
Поэтому сегодня Министерство образования и науки переориентирует систему профессионального образования на подготовку кадров с учетом будущих потребностей рынка труда и одновременно создает механизмы переподготовки и повышения квалификации для уже работающих специалистов. МОН КР разработало проект квалификационной рамки, провело ряд отраслевых исследований и приступило к разработке профессиональных стандартов.
В рамках подписанного документа образовательные учреждения и научные организации получили доступ к международной наукометрической платформе Webof Science, что увеличит цитируемость ученых Кыргызской Республики.
Кроме этого, в отчете министерства говорится, что по оперативным данным ведомства, охват дошкольным образованием в 2018 году увеличился на 1,9% по сравнению с 2017 годом и составил 24%, что в абсолютных цифрах составляет 187 тысяч детей в 1390 детских садах, по сравнению с 1296 детских садов с охватом 173 тысячи детей. Из 1390 детских садов - 1248 государственных и муниципальных, 142 частных.
Также, программой предшкольной подготовки за 2017-2018 уч. год было охвачено 116 тыс. детей, не посещающих дошкольные организации, или практически 100% детей 5,5 - 7 лет.
В условиях дефицита средств бюджета для повышения охвата дошкольным образованием Министерством постоянно работает над поиском новых форматов организации дошкольной подготовки детей.
Аман Алымбеков
ИАЦ “Кабар”
Комментарии
Оставить комментарий