"Евразия.эксперт": СНГ приоткрывает рынок госзакупок?

ЕАЭС 0

Читайте и смотрите нас в

Евразия.эксперт. Правительство РФ одобрило законопроект о ратификации протокола в сфере государственных закупок между государствами СНГ. Страны объединения могут получить взаимный доступ к госзакупкам в рамках единой зоны свободной торговли. Также в 2018 г. предполагается переход на электронный формат закупок, что упростит участие зарубежных поставщиков. О каких суммах идет речь и когда стоит ожидать реального открытия госзаказов стран СНГ? Своим мнением о новом законопроекте поделились эксперты-экономисты специально для «Евразия.Эксперт».

Ранее предполагалось, что переговоры по обеспечению доступа странам Содружества к госзакупкам завершатся в течение трех лет после подписания договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г.

Однако только 7 июня 2016 г. был подписан протокол о правилах и процедурах регулирования государственных закупок стран Содружества. Его подписали почти все участники СНГ: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан. Представители Украины не присутствовали на заседании. В итоге, 2 марта 2017 г. документ был ратифицирован Госдумой РФ.

Документ подразумевает приведение законодательств стран-участниц Содружества в соответствие с положениями протокола в срок до 1 января 2018 г.; до 1 января 2019 г. необходимо обеспечить внедрение электронного формата.

Создание единого рынка госзакупок, очевидно, открывает новые экономические возможности для стран СНГ. Объем госзакупок только стран Евразийского экономического союза составляет около $270 млрд. Для сравнения: общий объем экспорта из стран ЕАЭС в Европейский союз – около $300 млрд.

Речь идет о потенциально значительных объемах роста торговли на фоне текущего товарооборота стран СНГ с Россией.

Экспортно-импортные операции России со странами СНГ за 9 месяцев 2016 г. ($ млн).

Страна

Экспорт

Импорт

Сальдо

Азербайджан

920,1

281,6

638,5

Армения

623,1

276,9

346,2

Беларусь

10388,4

6881,9

3506,5

Казахстан

6506,5

2579,7

3926,8

Кыргызстан

741,0

114,2

626,8

Молдова

631,8

156,3

475,5

Таджикистан

451,1

19,7

431,4

Туркменистан

461,5

304,4

157,1

Узбекистан

1437,8

540,3

897,5

Украина

4354,1

2767,1

1587,0

Итого

26515,4

13922,1

12593,3

Составлено по материалам Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств. Источник: cisstat.com.

Елена Кузьмина, заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова, в комментарии для «Евразия.Эксперт» отметила, что протокол о доступе к госзакупкам предусматривает «расширение возможностей торговли между странами-членами СНГ, которые подписали и ратифицировали зону свободной торговли – это абсолютно логичный шаг, второй этап развития торговых отношений».

Россия – это крупнейшая экономика в СНГ; поэтому, по словам эксперта, доступ к госзакупкам – «это одна из возможностей расширения торговли и вхождения на российский рынок».

Е. Кузьмина выделяет несколько причин, почему начало реализации проекта затянулось с момента подписания в 2011 г. соглашения о ЗСТ СНГ.

«Во-первых, развивался проект Евразийского экономического союза. Во-вторых, зону свободной торговли мало подписать, ее нужно еще ратифицировать. Все страны ратифицировали постепенно в силу своих национальных интересов или проблем», – отмечает эксперт.

Кроме того, по мнению Е. Кузьминой, повлияли и политико-экономические трудности, с которыми столкнулся регион.

«Любое соглашение развивается постепенно, – продолжает эксперт. – Сейчас такая ситуация, когда этот документ проще всего ратифицировать. Была конфликтная ситуация с Украиной, у нас тоже была сложная ситуация в конце 2014-2015 гг. Сейчас относительно стабилизировалась экономика и можно заниматься этими вопросами. Это позволяет складывающийся политический и экономический фон на постсоветском пространстве».

Важным остается вопрос реализации электронного формата госзакупок, который пока слабо развит даже на национальном уровне.

По словам Е. Кузьминой, вопрос электронного сопряжения серьезно стоял на последней межправительственной встрече ЕАЭС в Бишкеке 7 марта 2017 г., следовательно, будет активно прорабатываться.

Андрей Кушниренко, директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ, в комментарии для «Евразия.Эксперт» также указал на важность гармонизации госзакупок: «Это совершенно обязательное условие – гармонизация и стандартизация всех процедур проведения государственных закупок в странах-участницах этого протокола. Они должны идти по одинаковым правилам, в одинаковом формате».

Однако А. Кушниренко отмечает, что процесс пока находится на самой ранней стадии, поэтому на данном этапе сложно строить прогнозы.

«На синхронизацию и гармонизацию отводится 2-2,5 года, – продолжает А. Кушниренко. – После того, как эти процедуры будут гармонизированы, страны сядут за стол переговоров и начнут договариваться, кто и насколько открывает друг для друга рынок государственных закупок. Только после этого можно будет говорить о том, что рынки открыты».

Относительно эффектов, которые может произвести законопроект, эксперты пока осторожны в прогнозах, однако сходятся в положительной оценке влияния на рынки.

«Рынки эти огромны. В 2015 г. рынок госзакупок Российской Федерации составил ₽17 трлн. Поэтому это очень интересные рынки, но и в других странах они тоже не маленькие», – подчеркнул А. Кушниренко.

По оценке Е. Кузьминой, одним из важнейших направлений сотрудничества в рамках единой системы госзакупок будет, в первую очередь, аграрно-промышленный комплекс, а также легкая промышленность.

Эксперт полагает, что реализация проекта положительно повлияет на бизнес. «Расширение торговли всегда положительно сказывается на экономике страны, в том числе на бизнесе. В госзакупках идет более жесткая проверка, соответственно, больше гарантий со стороны государства».

Подготовила Юлия Рулева
15.03.17

Комментарии

Оставить комментарий