Евразия.эксперт. 3 февраля в Госдуму России внесен правительственный законопроект о запрете на ввоз на территорию РФ ряда товаров из других стран Евразийского экономического союза. Вступить в силу новые правила могут уже в 2017 г. Что собираются запретить, почему, и как это повлияет на страны Евразийского экономического союза?
1. В чем проблема?
Новый законопроект запрещает ввоз на территорию России «санкционной» продукции, а также товаров, которые были ввезены в ЕАЭС через другие страны по более низким таможенным ставкам, чем установленные в рамках ЕАЭС.
Так, Казахстан уже после присоединения к ЕАЭС вступил в ВТО. В результате, средняя таможенная ставка в 2017 г. на ввозимый в страну импорт составляет 6,5%, тогда как в ЕАЭС в целом – 10,4%. Фактически, сниженные ставки в Казахстане действуют для более 1900 видов товаров, ввозимых в страну из-за рубежа (продовольственные продукты, оборудование, средства транспорта и т.д.). Это приводит к тому, что через территорию Казахстана в ЕАЭС попадает китайская продукция по более низким пошлинам, мешая развитию отечественных производителей.
Кроме того, зконопроект касается реэкспорта на западном направлении. Так, через территорию Беларуси в РФ продолжается реэкспорт продовольственных товаров из Украины и ЕС, подпадающих под ответные санкции России.
2. Россия закрывает границы и вводит таможенный контроль?
Нет. Речь идет о создании правовой базы для ограничения реэкспорта из третьих стран, не соответствующего общим таможенным правилам внутри ЕАЭС, а также ограничении ввоза продукции из Евросоюза, в отношении которой Россия ввела ответные санкции.
Что касается таможенных границ, то внутри ЕАЭС он отсутствует, при пересечении государственных границ внутри союза пошлины не взимаются.
Тем не менее, периодически осуществляется досмотр товаров, определенным товарам запрещают пересечение границы. Так, Казахстан вводил временный запрет на ввоз картофеля из Кыргызстана по причине подозрений в зараженности. Беларусь проводила досмотр и изымала партии телевизоров из Калининградской области.
В то же время, эти события не привели к восстановлению полноценного пограничного контроля, и подавляющее большинство товаров беспрепятственно перемещаются внутри ЕАЭС, что упрощает ведение бизнеса. Ограничения касаются незначительной части от общего объема товаров, оборачивающихся внутри ЕАЭС.
3. Как будут изыматься запрещенные товары и что с ними будут делать?
Минфин РФ, разработавший законопроект, предлагает запрещенные товары уничтожать при попытке ввоза в Россию, чтобы избежать коррупционных схем. Оппозиция в российском парламенте предлагает изымать запрещенные товары и раздавать их нуждающимся. Выявление товаров, нелегально попавших на российский рынок, возможно на основе проверки сопровождающих их документов, позволяющих установить страну происхождения и размер таможенной ставки. Точная процедура изъятия товаров пока неизвестна.
4. Нарушает ли Россия договор о ЕАЭС?
В отношении продукции, попадающей в ЕАЭС через Казахстан по более низким ставкам в результате присоединения страны к ВТО, проблемы нет. Астана признает необходимость недопуска на рынки других стран ЕАЭС продукции, ввезенной в РК по более низким ставкам.
В отношениях с Беларусью проблема стоит более остро. Москва и Минск пока не достигли полного взаимопонимания в вопросе реэкспорта из ЕС.
Введение Россией односторонних санкций рядом экспертов рассматривается как нарушение договора о ЕАЭС, а именно принципа единого таможенного пространства. Фактически, санкции ЕС и ответ на них России действительно ограничивают свободу передвижения части товаров внутри ЕАЭС. Но лишь в том случае, если эти товары пытаются ввести на территорию России.
В 2016 г. государства-участники ЕАЭС согласовали нормы, которые позволяют странам союза вводить санкции, а также предусмотрели механизм прослеживаемости товаров, который позволит эффективнее отслеживать попадание на внутренний рынок «санкционки».
Возникают и другие сложности. Так, после начала «торговой войны» между Россией и Украиной, на российской границе стали досматривать и опечатывать часть продукции, идущей из Украины в Казахстан транзитом через РФ. Под видом транзита продукция может нелегально попадать на рынок РФ.
5. В чем главная угроза и что делать?
Наличие периодических проявлений реэкспорта, протекционизма, равно как и различия в таможенных ставках по ряду товаров являются проблемой, но не столь значительной, чтобы перечеркнуть эффект отсутствия границ внутри ЕАЭС для большинства товаров.
Более серьезной проблемой является исчерпанность на текущем этапе первоначального экономического эффекта Таможенного союза – рост по основным отраслям торговли пришелся на период до 2014-2015 гг. Сейчас развитию торговли внутри ЕАЭС мешает падение мировых цен на товарных рынках, что привело к снижению платежеспособности внутри союза.
В этих условиях есть угроза, что каждая из стран-участниц ЕАЭС будет стремиться защитить внутренний рынок, ограничивая импорт из стран-партнеров по ЕАЭС. Однако в итоге проиграют все.
Чтобы купировать негативные тенденции следует усилить взаимодействие по линии пограничных и фитосанитарных служб государств-участников ЕАЭС.
Это позволит эффективнее отслеживать соблюдение стандартов и препятствовать «ложному транзиту», когда товары по поддельным документам попадают на рынок ЕАЭС, а также не допускать попадания заведомо некачественной продукции на союзный рынок.
Желательно усовершенствовать систему контроля за соблюдением общих правил ввоза продукции в ЕАЭС на наднациональном уровне. Также необходимо ускорить вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, принятого в 2016 г., но не подписанного пока белорусской стороной.
Главное - не следует форсировать интеграцию, абсолютизируя идеальные принципы экономического союза. На практике идеальные принципы если и внедряются полностью, то нередко со значительными жертвами. Долгосрочным будет лишь тот союз, который строится постепенно, по мере формирования институтов.
Отличительной чертой ЕАЭС является большая гибкость и свобода маневра стран-участниц по сравнению, например, с ЕС, где дисциплина внедряется жестче - со всеми плюсами и минусами. В случае ЕАЭС существенные исключения пока сохраняются для всех стран-участниц, что позволяет им сохранять больше суверенитета.
Для решения проблемы реэкспорта (полностью она решена не будет, но может быть снижена до приемлемых масштабов) в ЕАЭС требуется повышение эффективности системы определения страны происхождения товаров и критериев глубины переработки, чтобы считать товар произведенным в ЕАЭС. С Беларусью уже подписано соглашение, касающееся переработки продовольственной продукции, прежде всего, из стран ЕС, которая затем может ввозиться на рынок РФ.
Комментарии
Оставить комментарий