Минувший год был омрачён множеством факторов. Пандемия коронавируса понесла за собой множество последствий и запустила массу негативных процессов. Один из них – информационные войны. Они затрагивали множество тем от продовольственной безопасности до эффективности вакцин от тех или иных производителей. Страдали от всего этого простые люди, так как распространение фейковой информации значительно затормаживало процесс вакцинации. Информационное взаимодействие стало важным направление в сохранении безопасности стран и региона, а также важным фактором поддержки межгосударственного сотрудничества. Эксперты решили обсудить накопившиеся проблемы в ходе конференции «Информационное взаимодействие стран ЕАЭС в современных условиях», которая была организована Клубом региональных экспертов «Пикир».
Эксперты не раз отмечали, что сейчас мир находится на стадии значительных глобальных геополитических изменений. Так, странам уже не выжить в одиночку, следовательно, как итог мы видим формирования в группы и различные союзы. На постсоветском пространстве сформировался ЕАЭС, который изначально подразумевал торговлю, но время показывает, что одной торговли недостаточно. Требуются более глобальные нововведения, которые помогут конкурировать с уже устоявшимися союзами, например, Евросоюзом. Сейчас же то, что мы имеем, требует значительных доработок. Да, несомненно, создаются проекты, которые направлены на укрепление отношений между странами, но все-таки в первую очередь каждая страна думает о том, как усилить свои позиции, и не думает о Союзе в целом.
Также, в ходе конференции, собравшиеся отметили тот факт, что нет продвижения бренда евразийства. Опять же, за примером далеко ходить не надо, и достаточно взглянуть на Европейский союз, производство товаров и услуг в котором все чаще маркируется под общим брендом ЕС. Сюда же можно добавить и общество, которое называет себя европейцами.
Тоже самое касается и информационной повестки. Информационных площадок, где полноценно бы освещалась жизнь внутри ЕАЭС, можно пересчитать по пальцам. Да, все СМИ, которые функционируют на территории ЕАЭС, рассказывают о Союзе, но зачастую это лишь ключевые события. Хотя работа проводится постоянно, и пандемия коронавируса лучший тому пример, когда различные процессы начали работать быстрее.
Политолог Игорь Шестаков отметил, что ЕАЭС прошел испытание реальными тяжелыми условиями. Если раньше союз работал в режиме открытости, то благодаря пандемии некоторые процессы стали работать даже быстрее, например, цифровизация.
«Безусловно, решились те проблемы, которые волновали кыргызстанцев. Многих волновал вопрос трудовой миграции. Весной текущего года обсуждалась схожая тематика. Поднимался вопрос о том, достоин ЕАЭС своих медиаплощадок. На мой взгляд, та же трудовая миграция — это больше чем экономика, это политика. На мой взгляд ЕАЭС это больше чем просто экспорт помидоров», - отметил эксперт.
Возвращаясь к информационной повестке, то можно отметить, что и тут не все так гладко, как хотелось бы. Например, руководитель МИА и радио «Спутник Кыргызстан» Елена Череменина поделилась, что ЕЭК наладил ежедневный выпуск пресс-релизов. Однако, этого все равно недостаточно. Ведь читателя нужно вовлечь в информационный поток, а с каждым днем это становится сделать все сложнее. Социальные сети вытесняют сайты информационных агентств, а коротки заметки отодвигают на второй план большие материалы.
«Некоторое время назад хорошо работал Кыргызско-российский фонд сотрудничества, где организовывались интересные мероприятия, показывались достижения. Мы запустили специальную программу, которая говорит об экономики Кыргызстана. Нужно понимать, что люди сейчас читают мало, читают в социальных сетях. Большая часть людей воспринимают контент через мобильные устройства. Читать на сматрфоне аналитическую статью никто не будет. Также для того, чтобы соединить наши страны мы пытаемся получить спикеров из других стран для разнообразия. Когда возникают конфликтные ситуации, то они освещаются всеми СМИ», - отметила в ходе доклада Череменина.
Директор КНИА «Кабар» Кубан Абдымен в своем докладе отметил, что ЕАЭС в последнее время тормозит свое развитие. Причиной этого он назвал то, что члены союза относятся недостаточно серьёзно.
«Ряд стран к этому делу относятся так, будто это кому-то надо, а не им. Касательно информационного взаимодействия можно отметить, что Евразийское пространство охватывает 5 государств, но у каждого свой вектор развития. Информационная составляющая у нас не однозначная. Все 5 государств являются членами многих международных организаций. На этот момент мы имеем то, что проблемы ЕАЭС охватываются всеми СМИ, но не в едином направлении. Максимально пытается охватить вопросы ЕАЭС телекомпания «Мир». Но универсального охвата пока нет. Есть телевизионные каналы, печатные СМИ, информационные ресурсы. Но они охватывают самые важные события, с этим проблем нет. Но когда поднимается вопрос об охвате всего населения, поднимается вопрос о социальных сетях. В Кыргызстане плюрализм в обществе и свобода слова в СМИ зашкаливает по сравнению с другими странами ЕАЭС и почти все события освещаются и интерпретируется так, чтобы общество получало максимальную информацию. Хочется отметить, что отсутствует единый информационный центр, откуда поступала бы проверенная информация. В этот центр можно было бы задавать актуальные вопросы. Сейчас информационное поле в мире находится в турбулентном состоянии. В этом плане единая информационная политика требует неотлагательного решения», - отметил эксперт.
Он также добавил, что примеры эффективного взаимодействия ресурсов можно взять у Информсовета стран СНГ. Абдымен также отметил, что на пространстве нет единой информационной политики, и невидно каких-либо позитивных сдвигов.
Редактор представительства «Российской газеты» Данияр Каримов в ходе доклада отметил, что Евразийский союз повторяет ошибки Европейского союза. По его словам, возникает ощущение хаотичности, что закономерно и является следствием интеграционных процессов.
«Есть причины и одна из них - это то, что никто не ставил такой задачи перед собой. Нет национальных проектов. В данный момент информационное пространство Союза представляет собой лоскутное одеяло, которое сшито из разных повесток. Вторая причина – внимание медиа наших стран недостаточно. По большом счету говорится лишь об официальных новостях. Для большинства СМИ нормой является делать акцент на внутренней проблематике и отношении стран с другими странами, блоками и так далее. Об общих интересах речи нет. Скорее всего это связано с тем, что евразийские интересы четко пока не обозначены», - поделился Каримов.
Помимо этого, он также отметил, что это проблема бизнес-модели большинства СМИ. Исправить ситуацию можно созданием большего напора, необходим информационный фонд. Также Каримов одной из причин назвал и то, что к настоящему моменту не сложился бренд евразийца.
«Мне кажется, что это связано с тем, что в СМИ Евросоюза активно ведется пропаганда бренда и единства. В Евразийском союзе такого нет. Люди не чувствуют общности с другими участниками Союза. Это не хорошо для общности ЕАЭС. Также жители, которые передвигаются внутри союза чувствуют себя в других странах чужаками», - добавил Каримов.
В Европе на продвижение информационной политики и бренда тратится множество средств, на Евразийском пространстве пока такого нет. Информационная среда может послужить как механизм защиты, но только в том случае, если эта среда сложится. Каримов также предложил такие пути решения, как создание общей медиа группы, создание наднационального аналитического центра.
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий