Бишкек, 12.03.22 /Кабар/. Факторы риска для экономики Кыргызстана назвал эксперт Секретариата Совета по развитию бизнеса и инвестициям Азамат Акенеев в ходе встречи министра экономики и коммерции Данияра Амангельлиева с бизнес-сообществом по выработке совместных антикризисных мер.
По словам эксперта, все риски для экономики Кыргызстана можно поделить на три группы.
“В первую очередь, речь идет о финансовых санкциях, наложенных на банковскую систему, сектор гражданской авиации, экспорт высокотехнологичной продукции и продукции двойного назначения. Мы уже видим эффект от этих санкций – мигранты не могут переводить деньги в страну, экспортеры и импортеры – проводить денежные операции.
Вторая группа санкций – это экономическая блокада, при которой ряд крупных перевозчиков перестал осуществлять перевозки в Россию, останавливаются финансовые услуги, услуги по страхованию, многие приложения.
Третья группа факторов, которая представляет наибольшую угрозу для экономики Кыргызстана, - экономический кризис в России. Центральный банк России практически лишили возможности поддерживать национальную валюту. Пытаясь спасти курс рубля, ЦБ поднял учетную ставку с 9,5% до 20%, обязав экспортеров продавать 80% валютной выручки, ограничив снятие валюты со вкладов 10 000 долларов и др. Несмотря на это, курс рубля упал более чем на 50%, а из-за введенных ограничений фактически рубль потерял статус конвертируемой валюты и средства платежа.
Россия является нашим вторым по размерам торговым партнером и основным направлением для экспорта и трудовой миграции. Падение курса рубля, покупательной способности российских потребителей, сокращение рабочих мест окажет самое прямое воздействие на экономику Кыргызстана”, - считает эксперт.
Азамат Акенеев предложил в качестве ключевых антикризисных мер защитить предпринимателей от резкого падения обменного курса, сохранить возможность вести внешнеторговые операции, развивать экспортно-ориентированные отрасли, способные обеспечить приток валюты в страну взамен сокращения переводов от трудовых мигрантов.
Рекомендации
Краткосрочные меры |
|||
№ |
Предлагаемая мера |
Обоснование |
Инициатор |
1 |
Перенесение сроков внедрения маркировки бутилированной воды |
Внедрение маркировки требует значительных финансовых затрат. Оценочная стоимость оборудования по маркировке составляет от 80-200 тыс. евро. В текущих условиях, в свете изменения курсов иностранных валют и возникшими трудностями в логистике, поставка оборудования представляется весьма проблематичной. Дополнительно к вопросам по приобретению и доставке оборудования важным является вопрос пусконаладочных процессов. Необходимо интегрировать и синхронизировать работу производственных линий и систем маркировки и др. вопросы технологического характера Помимо этого, есть необходимость улучшения соответствующей инфраструктуры позволяющую вести полный цикл отслеживания товара. |
МДС |
2 |
Ведение временного запрета (моратория) на проверки, проводимые уполномоченными органами, имеющими право на проведение проверок субъектов предпринимательства |
Учитывая нынешнюю ситуацию, предлагается ввести мораторий на проверки бизнеса в рамках поддержки деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения их правовой защиты, устранения коррупции и необоснованного вмешательства государственных контролирующих органов в деятельность субъектов предпринимательства, а также сохранения благоприятной инвестиционной среды. Также в связи с масштабным пересмотром (инвентаризацией) нормативных правовых актов, у многих субъектов бизнеса возникла необходимость адаптации бизнес-процессов к новым НПА, к примеру, возникли вопросу по инфраструктурным проектам и строительству сооружений, учитывая, что некоторые нормативные требования могут быть пересмотрены в рамках инвентаризации, соответственно есть обеспокоенность с необоснованными проверками со стороны контролирующих органов. Мораторий создаст благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения инвестиций в экономику страны. |
МДС |
3 |
Пересмотр ставок сбора за пользование поверхностными водными ресурсами с учетом мнения бизнес-сообщества. |
Постановлением Кабинета Министров КР от 18 октября 2021 года № 222 были установлены размеры ставок сборов за пользование поверхностными водными ресурсами для целей недропользования, до тысячи раз превышающие ставки, утвержденные до вступления в силу вышеуказанного Постановления. Данные ставки приняты без участия заинтересованных субъектов предпринимательства. В инициативе увеличения ставок сбора за пользование поверхностными водами недропользователи видят тенденцию необоснованного финансового обременения действующих горнодобывающих предприятий. В нынешней ситуации, когда есть необходимость государственных мер по поддержке предпринимательства, данная инициатива противоречит политике защиты инвестиций и вынуждает иностранных инвесторов приостановить инвестиционные проекты в стране. |
МДС |
4 |
Ускорение принятия предлагаемых ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами с вступлением в силу с 1 октября 2022 года. |
28 февраля 2022 Министерством природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики на общественное обсуждение вынесен проект Постановления Кабинета Министров КР «Об утверждении ставок и порядка начисления, уплаты, сбора и взыскания задолженности сбора за удержание лицензий на право пользования недрами» https://www.gov.kg/ru/npa/s/3663. В связи с вышеизложенным, считаем необходимым пересмотреть действующие ставки СУЛ в сторону снижения и утвердить новые ставки, позволяющие проводить геолого-поисковые и геологоразведочные работы для восполнения минерально-сырьевой базы страны. |
МДС |
5 |
Снятие всех антиковидных ограничений для посещения Кыргызстана туристами |
До сих пор продолжают действовать требования по обязательному наличию теста ПЦР, а также по ограничению пересечения наземных пунктов. Это затрудняет посещение туристами Кыргызстана тем более в условиях, когда отменены многие авиарейсы из России. Необходимо снять все эти ограничения ввиду благоприятной эпидемиологической ситуации с COVID в большинстве стран мира и в Кыргызстане. Это позволит обеспечить приток валюты в страну |
Ассоциация туроператоров |
6 |
Обеспечить альтернативные каналы для получения доступа к интернету |
Зарезервировать канал с Китаем и возможности по обеспечению спутниковым интернетом в случае ограничения или прекращения из России. |
АОС |
7 |
Упростить регистрацию зарубежных компаний и граждан в Кыргызстане |
Многие граждане РФ, а также компании в настоящее время ищут возможности по выезду из России в силу возросших рисков. Это создает возможности для привлечения инвестиций и квалифицированной рабочей силы. Процедура регистрации зарубежных компаний в Кыргызстане трудоемкая и невозможна в режиме онлайн. Необходимо ввести упрощённую форму регистрации бизнеса, а также получения вида на жительство взамен на инвестиции |
|
8 |
Разработка альтернативных маршрутов для получения товаров в обход территории РФ |
Многие грузоперевозчики перестали осуществлять поставки и даже транзит через территорию России, что ограничивает возможности поставок в Кыргызстан. Необходимо провести переговоры по использованию маршрута через страны Закавказья с выходом Черное море и Турцию. |
|
9 |
Проведение весенне полевых работ |
Предоставление фермерам семян и удобрений с отсрочкой платежей до осени для максимального освоения сельскохозяйственных земель в виду риска сокращения или ограничения поставок из Украины и России и роста цен на продовольствие. |
|
Обеспечение поставок жизненно важных медицинских препаратов |
Ввиду закрытия части заводов в России и Украине, откуда производится большая часть импортируемых лекарств необходимо упрощение регистрации лекарственных средств в Кыргызстане и завоз без регистрации жизненно важных препаратов |
||
10 |
Поддержка экспортно ориентированных предприятий |
Из за резкого скачка курса, срыва поставок у многих предприятий в настоящее время большой дефицит оборотных средств. Кроме того, если раньше поставщики сырья работали на условиях частичной предоплаты или оплаты по факту получения, то в настоящее время требуют 100% предоплаты. Это приведет к остановке многих производств. Государству необходимо предоставить экспортерам возможность пополнения оборотных средств за счет льготных беззалоговых кредитов |
|
11 |
Реструктуризация долларовых кредитов |
Из-за резкого скачка курса многие предприятия взявшие кредиты в долларах в настоящее время испытывают большие трудности по их обслуживанию. В целях сохранения стабильности финансовой системы и предотвращения банкротства предприятий необходимо произвести реструктуризацию валютных кредитов в сомовые. По кредитам РКФР возможна реструктуризация кредитов путем вхождения в уставной капитал. |
|
Среднесрочные меры |
|||
1 |
Развитие авиационной отрасли |
Привлечение инвестиций и кадров в отечественные авиакомпании, открытие новых направлений |
|
2 |
Легализация крптовалют и майнинга |
Это позволит обеспечить альтернативные механизмы платежей и сохранения сбережений |
|
3 |
Легализация игорного бизнеса для иностранных граждан |
Развитие туризма, приток инвестиций и экспорт услуг |
|
4 |
Усиление обучения английского языка |
Позволит создать новые альтернативные направления для трудовой миграции и будет способствовать повышению квалификации рабочей силы для открытия производств и развития услуг в Кыргызстане |
|
5 |
Внесение некоторых изменений в Налоговый кодекс КР, направленные на поддержку предпринимательства |
С 1 января 2022 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса КР (НК КР). По результатам рассмотрения, было выявлено, что многие проблемные вопросы, указанные бизнес-сообществом ранее на стадии рассмотрения в Жогорку Кенеше КР, не были приняты во внимание. Также у представителей бизнеса возникли ряд предложений по вопросам, выявленным после принятия НК КР. Ниже некоторые рекомендации: - Исключить расширенных полномочий налоговых органов за счет передачи функции дознания в рамках уголовного процесса; - Исключить прямой зависимости финансирования налоговых органов от собираемости налогов; - Снизить размер пени за несвоевременную уплату налогового обязательства с 0,09% до 0,05%; - Предусмотреть, что при расчете налоговых санкций применялись соотношения суммы заниженного налога к размеру совокупного годового дохода, а не к сумме налога, которая должна быть отражена в отчетности (было предусмотрено в предыдущем НК КР); - Исключить начисление налоговых санкций 100% в размере от суммы налога, которая не была отражена в налоговой отчетности, если фактически был оплачен налог; - Ускорить процесс уточнения порядка налогового администрирования, связанных с внедрением обратного НДС и НДС на электронные услуги, налогового режима электронной коммерции; - Снизить ставки единого налога на некоторые виды деятельности в целях их поддержки (субъекты общественного питания, туристическая отрасль и д.р.); - Предусмотреть льготы по ставкам налога на доходы на деятельность, связанную с проектом, направленным на более глубокую разработку месторождения с учетом с участков с пониженным содержанием золота, отработка которых не эффективна при налоговой нагрузке, рассчитанной по общеустановленной ставке; и д.р. |
МДС |
Комментарии
Оставить комментарий