Бишкек, 18.06.19. /Кабар/. В связи с созданием специальной комиссии Жогорку Кенеша по лишению статуса экс-президента Алмазбека Атамбаева, КНИА «Кабар» попросило доцента юридических наук Эристину Кочкарову дать свои комментарии по поводу правомерности действий парламентариев и соответствия их Закону «О гарантиях деятельности президента КР», поскольку в обществе появились различные мнения по данному вопросу.
По ее словам, предусмотренные в конституциях и законах некоторых стран нормы о неприкосновенности глав государств преследуют цель создания таких правовых условий, чтобы президент имел возможность без каких-либо препятствий осуществлять функции и полномочия, закрепленные за ним конституцией и законами государства.
«Вместе с тем, в правовом государстве никакой иммунитет не может и не должен быть абсолютным. В противном случае он будет служить не общественному, а личному интересу, переходя из функций государства в личную привилегию», - отметил она.
Кочкарова пояснила, что в Конституции КР нет понятия о полной неприкосновенности президента. Он может быть отрешен от занимаемой должности с последующим привлечением к уголовной ответственности. Что касается экс-президента страны, то ему посвящена ст. 69 , которая гласит:
«1. Все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности в установленном ст. 67 настоящей Конституции порядке, имеют звание экс-президента КР.
2. Статус экс-президента устанавливается законом».
Экс-президент – это лицо, которое прекратило исполнять полномочия президента страны. С окончанием срока его полномочий в некоторых государствах гарантии и льготы, определенные Конституцией для главы государства, заменяются на общегражданские права и обязанности. И если законом ему будет установлен статус экс-президента, то он может пользоваться установленными в специальном законе социально-бытовыми гарантиями, не противоречащими Основному Закону.
Необходимо иметь ввиду, что, закрепляя принцип равенства граждан перед законом и судом, Конституция нашей страны содержит нормы (правовые иммунитеты), предусматривающие исключения из этого правила: относительно ответственности Президента (ч. 1 ст. 67), относительно ответственности депутатов Жогорку Кенеша КР (ч. 1 ст. 72) и неприкосновенности судей (ч. 2 ст. 94).
По состоянию на 2 октября 2018 года в соответствие с Законом КР от 15 июля 2003 года «О гарантиях деятельности Президента КР» (далее – Закон о гарантиях) экс-президент Кыргызстана оказался более неприкасаемым, чем действующий глава государства.
3 октября 2018 года Конституционная Палата Верховного Суда КР (КП ВС КР) признала противоречащей Конституции КР норму указанного Закона, согласно которой экс-президент являлся самым юридически защищенным лицом в стране. На основании этого решения Жогорку Кенеш КР внес соответствующие изменения в действующий Закон «О гарантиях деятельности Президента КР», которые были приняты 15 мая 2019 года. Мотивируя вынесенное решение, КП ВС КР отметила, что неприкосновенность экс-президента не должна быть абсолютной (неограниченной, непреодолимой), чтобы не нарушать принцип неотвратимости наказания и ответственности за преступления, которые могли быть совершены в период исполнения своих полномочий. Теперь в целях предупреждения негативных последствий для страны от возможных неправомерных решений или действий со стороны президента вводится принцип неотвратимости ответственности. Согласно этому принципу, если экс-президент, будучи главой государства, совершил деяние, содержащее в себе все признаки состава особо тяжкого преступления, он должен ответить за содеянное.
Таким образом, экс-президент КР может быть привлечен к уголовной ответственности после лишения его статуса экс-президента КР, но только на основании выдвинутого ЖК КР обвинения в совершении особо тяжкого преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора КР об имевшихся в действиях экс-президента признаках преступления на период исполнения им полномочий Президента КР (ст.12 Закона «О гарантиях деятельности Президента КР» в новой редакции).
Понятие «обвинение», используемое в Законе о гарантиях, не тождественно понятию «обвинение», используемое в Уголовно-процессуальном кодексе КР. Поэтому Парламент не выступает в роли государственного обвинителя, в том виде, как это регламентируется уголовно-процессуальным законодательством. Решение ЖК КР о лишении статуса экс-президента по обвинению в совершении особо тяжкого преступления не относится к документам уголовно-процессуального назначения - это скорее политический акт высшего представительного органа страны. На основании решения Жогорку Кенеша Генеральная прокуратура КР выносит свое заключение об имевшихся в действиях экс-президента признаках преступления на период исполнения им полномочий президента КР.
Часто задаются вопросы о возможности допроса А.Атамбаева. Согласно Закону о гарантиях он не может быть «подвергнут допросу». Однако ничто не мешает следователю и тем более парламентской комиссии пригласить его и попросить дать показания следствию и разъяснения для депутатской комиссии. Тем более что вопросов у общественности накопилось к нему очень много после пространных интервью по поводу принятия им определенных решений, согласований или по имеющейся у него информации по ТЭЦ, Батукаеву, Историческому музею и др.
Другая тема, которая вызывает у некоторых людей непонимание, это якобы невозможность лишить звания «экс-президент» и привлечь к ответственности А. Атамбаева в связи с тем, что закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.5 ст.6 Конституции КР ). Насчет отягчения ответственности однозначно можно утверждать, что данная норма не может быть применима и в случае привлечения лица к уголовной ответственности, к нему будет применено то наказание, которое предусматривает более мягкие санкции.
Что касается «новых обязанностей». В ч. 3 ст. 11 Закона о гарантиях устанавливаются запреты для экс-президента занимать определенные государственные и партийные должности или иным образом участвовать в деятельности политической партии. Что означает понятие «обязанность»?
Обязанность - это определенный круг действий, возложенный на кого-либо и безусловный для выполнения. Запрет на занятие определенных должностей и участие в деятельности политической партии при всем желании невозможно трактовать как возложение новых обязанностей. Поэтому является вполне правомерным намерение специальной комиссии поручить Генеральному прокурору провести проверку по фактам участия А.Атамбаева в публичных мероприятиях, проводимых партией СДПК. При обнаружении таких нарушений со стороны А. Атамбаева «по представлению Генерального прокурора актом Президента КР прекращается предоставление ему всех гарантий, а также материальное и иное обеспечение за счет республиканского бюджета» (ч.4 ст.11 Закона о гарантиях). Однако данные нарушения не влекут за собой лишения неприкосновенности и звания «экс-президент».
«В общем, нам, как избирателям, остается только ждать результатов работы специальной парламентской комиссии, Генеральной прокуратуры, от которых, и это не будет преувеличением, во многом будет зависеть стабильность и благоприятный инвестиционный климат в нашей стране», - заключила она.
Комментарии
Оставить комментарий