• 87
  • 90.55
  • 0.84
  • 0.17

Дошкольное обучение -это фундамент успешного образования в будущем

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

100 новых детских садов откроются в отдаленных селах республики 1 сентября. Это еще один шаг Правительства КР в решении общереспубликанской проблемы доступа к дошкольному образованию для детей от 3 до 5 лет.

До недавнего времени в стране остро не хватало детских садов и центров подготовки к школе. 5 лет назад в республике функционировалось всего 698 дошкольных образовательных организаций (ДОО). Это почти в 2,5 раза меньше, чем в 1990 году, когда количество ДОО достигало 1696, и каждый третий ребенок ходил в детский сад. К 2010 году страну накрыла волна незаконной продажи и приватизации зданий дошкольных учреждений. Более 1500 объектов попали в частную собственность, и вся система оказалась под угрозой полного разрушения.

Восстановить сеть ДОО удалось благодаря грамотной политике и активным действиям Правительства, предпринимаемым за последние пять лет. В стране появляются новые детские сады и центры дошкольного обучения. С начала года премьер-министр Сооронбай Жээнбеков побывал на открытии дошкольных учреждений в южном регионе, ознакомился с ходом строительства детсадов в Таласской и Чуйской областях. Выступая перед местным сообществом, глава кабмина неоднократно подчеркивал, что «достойное образование – это залог успеха в будущем» и поэтому Правительство продолжит работу по возврату приватизированных и строительству новых дошкольных образовательных учреждений.

«За последние пять лет со стороны Президента и Правительства Кыргызстана сфере образования уделяется особое, повышенное внимание. В целях совершенствования и развития системы образования выделяются финансовые средства из республиканского бюджета, привлекаются донорские организации. На данный момент Министерством образования и науки КР создана единая база детских дошкольных образовательных учреждений, которые были в прошлые годы незаконно приватизированы и были перепрофилированы. Учитывая это, ведется работа по возвращению детских садов в государственную и муниципальную собственность. На данный момент при содействии органов местного самоуправления возвращено 144 детских сада», — сказал С.Жээнбеков на открытии детского сада в Бешик-Жонском айыльном аймаке Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области.

По данным Минобразования и науки в настоящее время в Кыргызстане действуют 1524 детских сада. Из них 274 – государственные, 1007 – муниципальные и 301 – частные. В этих учреждениях дошкольное образование получают около 189 тысяч детей. Для маленьких кыргызстанцев, не посещающих детские сады, разработана специальная пришкольная программа и подготовлены 4 тыс. классов, оснащенных оборудованием, учебно-методическими, наглядными и развивающими материалами. В прошлом году на дошкольное образование из республиканского бюджета было выделено 1,9 млрд. сомов, в 2017 году эта сумма составила 2,3 млрд. сомов.

Правительство также внедряет и апробирует современные модели финансирования услуг ДОО. Пилотные дошкольные учреждения Чуйской, Иссык-Кульской и Ошской областей в этом году будут переведены на нормативный принцип финансирования услуг за одного ребенка в год. Система предусматривает четкое разграничение обязательств финансирования дошкольных организаций из средств государственной казны, бюджета органов местного самоуправления и родителей. Новая модель обеспечит равный и справедливый подход в предоставлении услуг дошкольного образования для всех детей.

Еще одной прогрессивной мерой, гарантирующей равный доступ к услугам ДОО, можно назвать электронную очередь при приеме в детские сады по всей стране. Главная цель программы электронной очереди - обеспечить прозрачные и одинаковые условия приема детей в дошкольные учреждения и устранить коррупцию. В прошлом году электронная очередь прошла испытание в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде. Теперь программа внедряется по всей стране.

Альтернативой дошкольным учреждениям в отдаленных и приграничных зонах стали общинные детские сады. Инициативу их создания проявили международные организации. Сегодня в стране работает 221 общинный детский сад. Эти учреждения отличаются от традиционной модели тем, что здесь дети развиваются и обучаются в две смены: одна группа посещает занятия до обеда, другая во второй половине дня. Местные органы власти предоставляют небольшие помещения (обычно это одна комната) и выплачивают зарплату воспитателям и педагогам. Доноры берут на себя расходы по проведению коммуникаций, обеспечению учебных материалов, игрушек, мебели, а также обучению учителей. Большинство детских садов уже переданы на баланс органов местного самоуправления, которые должны обеспечить дальнейшее содержание объектов. Но в минобразе обеспокоены тем, что без внешней финансовой подпитки общинные сады закроются и уже сейчас им необходима государственная защита. Правительство совместно с парламентом рассматривает изменения в закон КР «О дошкольном образовании», которые закрепили «право местных сообществ создавать общинные детские сады». Таким образом, будут созданы правовые основы для существования «общинных детских садов».

Количество детских садов должно расти параллельно с качеством дошкольного образования. Как считает С. Жээнбеков, «одним из приоритетных направлений в работе Правительства является создание всех необходимых условий для получения качественного образования подрастающему поколению». В течение прошлого года 662 воспитателя прошли курсы повышения квалификации. В этом году Минобразования приступило к мониторингу качества предшкольного образования для определения уровня психолого-педагогической подготовки детей, поступающих в первый класс. Кроме этого, специалисты ДОО проходят обучение благодаря совместным проектам правительства и международных доноров. Так, в рамках программы «Дошкольное образование в КР» (финансируемой Всемирным Банком) 900 воспитателей ДОО повысили профессиональные знания в вопросах развития детей дошкольного возраста, методах и инструментах обучения, планировании образовательного процесса и т.д. Проект также предусматривает подготовку 310 педагогов, которые будут работать в новых дошкольных образовательных учреждениях.

ИАЦ "Кабар"

Комментарии

Оставить комментарий