Бишкек, 25.06.21. /Кабар/. Создание эффективной формы консолидации денежных средств как Дорожный фонд (ДФ) поможет снять зависимость от бюджета, от внешней помощи иностранных государств и международных финансовых институтов дорожную отрасль Кыргызстана и остановит рост бремени государственного долга. Об этом заявили в пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций КР.
Как отметили в ведомстве, Дорожный фонд успешно зарекомендовал себя и функционирует в таких странах как США, Великобритания, Япония и Российская Федерация.
В Минтрансе подчеркнули, что одним из основных источников пополнения ДФ предлагается установить часть средств, поступающие от акцизного налога на бензин и дизтопливо, а также сборы, связанные с использованием автодорог, то есть необходимо внедрить международную систему «пользователь платит». При этом для обеспечения прозрачности и эффективности его работы будет сформирован Наблюдательный совет из числа уполномоченных государственных органов в сфере транспорта, экономики и финансов, местного самоуправления, представителей общественных объединений в сфере дорожного строительства, перевозки пассажиров и грузов, который в необходимых случаях сможет инициировать независимый финансовый аудит Дорожного фонда.
Какова же ситуация на сегодня в сфере дорожного строительства? На протяжении последних двадцати лет крупные инвестиционные проекты по строительству, реабилитации и реконструкции автомобильных дорог на участках международных транспортных коридоров осуществлялись за счет привлечения международной финансовой помощи. Так, по итогам 2019 года доля государственных инвестиций для реализации таких проектов в консолидированном бюджете дорожной отрасли составила порядка 80 процентов, при этом внешнее финансирование дорог составило практически 3/4 всех ресурсов отрасли.
Общеизвестно, что дорожные активы, построенные в результате прошлых инвестиций, ухудшаются из-за неадекватного их обслуживания. Потребность в крупных инвестициях и в дальнейшем может сохраниться и даже удвоиться, если не будут выполняться достаточные ремонтные и подкрепляющие работы.
Согласно исследованиям Всемирного Банка по управлению автодорогами в развивающихся странах, восстановление дороги стоит в три раза дороже, чем регулярное содержание данной дороги в течение операционного цикла дороги.
Текущие реалии таковы, что на текущее содержание, средний ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений приходится всего 10,3% консолидированных ресурсов, что является крайне низким. В результате ежегодного неудовлетворительного содержания дорог, жизненный цикл автомобильной дороги сокращается, что приводит к новой потребности в долгосрочных инвестициях.
Таким образом, критически высоки риски, связанные с зависимостью бюджета дорожной отрасли от внешней помощи иностранных государств и международных финансовых институтов, а также ростом бремени государственного долга.
Обеспечивая посредством дорог около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок, из 14778 км дорог государственного и местного значений в хорошем состоянии мы имеем лишь 22,3% дорог. Тогда как Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы возлагает на государство ответственность ежегодно ремонтировать не менее 550 км внутренних автомобильных дорог, а также строить и ремонтировать не менее 15 мостов. Поэтому создание Дорожного фонда - это веление времени.
Комментарии
Оставить комментарий