Нынешний год является годом развития регионов. К середине нынешнего года многие эксперты, политики и другие деятели успели обсудить перспективы развития регионов, трудности, с которыми можно столкнуться и потенциал регионов. Кроме того, уже решен ряд вопросов, а также реализуются программы, которые в скором времени дадут свои плоды. Но в любом случае, развитие должно идти структурно. В настоящий момент, преимущественно обсуждаются проблемы развития инфраструктуры. Несомненно, это важная часть, но не стоит забывать и про другие проекты, например образование.
Ни для кого не секрет, что с образованием в регионах есть проблемы. И если школьное образование там можно получить, то для средне-специального или высшего образования необходимо ехать в города. Кроме того, для многих жителей отдаленных регионов, обучение в ВУЗе непозволительная роскошь, и от этого молодые люди вынуждены либо бездельничать, либо заниматься деятельностью, которая не приносит им как такового дохода. В худшем случае, неокрепшие умы могут податься в криминал. Но государство сиюминутно не сможет возвести новые техникумы, колледжи и университеты, на это необходимо много времени и финансов. Но возможно улучшить ситуацию с образованием смогут инвесторы, которые будут заинтересованы в подготовке кадров для своих проектов.
Мировая практика показывает, что за последние годы число компаний, которые инвестируют в образование, значительно выросло. Би-би-си провело анализ 500 ведущих мировых фирм и выяснило, что около 13% инвестиций направлены на образовательные проекты. Таким образом, компании убивают сразу двух зайцев – готовят кадры для себя, и повышают уровень грамотности и профессиональных навыков среди населения. Но в таком случае получается двоякая ситуация. Улучшают образование определенные люди, а не весь регион или село в целом. Такие точечные удары, несомненно, позитивны, но в целом они не улучшают ситуация. Эксперты советуют вместо такой практики заняться строительством школ, тем самым повышая образованность всех жителей, например, села, а не отдельных лиц.
Российские чиновники пошли немного другим путем, и осенью прошлого года и вовсе предложили обязать бизнесменов и инвесторов вкладываться в образовательную инфраструктуру, но не просто так. Предприятиям, которые инвестируют в образование будут предоставлены налоговые льготы. В таком случае около 78 тысяч компаний готовы вложиться в образование, а это почти половина существующих прибыльных компаний в России.
Важность инвестиции в образование для развития регионов понимают и в Кыргызстане. В рамках круглого стола «Региональное развитие и сотрудничество», организованный Фондом Ханса Зайделя в КР было затронуто множество тем и вопросов, направленных на улучшение жизни в регионах и отдаленных пунктах. Эксперты поделились между собой опытом, акимы и представители рассказали о имеющихся проблемах и возможных путях их решения. Но на чем бы действительно стоило заострить внимание это человеческие ресурсы и кадровый потенциал сельских жителей.
Развитие регионов зависит не только от наличия там современной инфраструктуры, хотя, несомненно, это тоже крайне важно, но и от людей на местах. Ведь именно в селах и отдаленных городах проживает значительная часть жителей Кыргызстана. И зачастую люди из глубинки не могут хорошо трудоустроиться из-за того, что не имеют образования и необходимого для того или иного занятия навыка. И одной из важных и значимых реформ для развития регионов является повышение уровня образования именно в сельской местности.
Представитель академии Государственного управления при Президенте КР Жапаров Турдубек в ходе круглого стола поделился своими соображениями на этот счет.
«Вопрос образования в регионах очень актуальный. Для инвесторов мы должны создать определенные благоприятные условия. Это разные факторы – экономические, законодательные и так далее. Не стоит забывать, что подготовка кадров в каком-то роде тоже является инвестицией. К сожалению, государство не всегда может это сделать. Я бы назвал это интеллектуальной инвестицией. Сейчас государство финансирует только приоритетные кадры. В случае с развитием кадров в регионах необходимо посмотреть на мировой опыт. Ведь многие компании специально для себя готовят кадры. Например, крупные компании могут заключить трехсторонние договора между МСУ, компанией и человеком, которого отправляют учиться. Получается, что компания инвестирует в человека, а по окончанию образовательного процесса, человек должен отработать на своего инвестора определенный срок. Но если выпускник не отрабатывает, значит он должен возместить те затраты, которые на него были затрачены. То же самое и с повышением квалификации», - делится Жапаров.
Кроме того, он также отметил, что предприятия и учебные заведения могут совместно составлять учебные планы по именно тому направлению, которое необходимо работодателю.
Кроме вопросов образования в ходе круглого стола обсудили и другие важные региональные проблемы, от взаимодействия государственных органов с бизнесменами, до конфликтов инвесторов с местным населением.
Как в конце отметили участники круглого стола, подобные мероприятия положительно сказываются на взаимодействие всех сторон в будущем. Люди начинают лучше друг друга понимать и соответственно повышается производительность.
Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»
Комментарии
Оставить комментарий