Масштабы детского труда в Кыргызстане не столь значительны, если проводить сравнение с некоторыми соседними государствами, тем не менее, количество работающих детей ежегодно растет: детей стали чаще привлекать на работы в особо опасных сферах. О причинах этого явления и об ответственности родителей и работодателей рассказал начальник Центра по профилактике правонарушений среди несовершеннолетней Службы общественной безопасности МВД Азамат Абдрахманов.
- Азамат Амангельдиевич, насколько часто представители МВД, которые занимаются несовершеннолетними, сталкиваются со случаями использования детского труда в КР?
- Во всех нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних, заложена защита прав и интересов несовершеннолетних на здоровье, на учебу, на труд. Это все подробно расписано в инструкциях. При проведении рейдовых мероприятий, при обходе, обслуживании своего административного участка, инспекторы по делам несовершеннолетних всегда уделяют внимание использованию детского труда. В основном, конечно, инспекторы собирают информацию, а потом направляют ее в Госэкотехинспекцию при правительстве КР. Рейды по выявлению случаев использования детского труда проводятся совместно с Госэкотехинспекцией, например, на торгово-рыночных комплексах, где дети работают грузчиками, тачки толкают, задействованы на стройках, в цехах, в сельской местности, где несовершеннолетние могут быть заняты на различных тяжелых сельхозработах. В основном мы уделяем внимание использованию опасного детского труда, так как все это запрещается законодательством.
- Какие виды труда относятся к опасным для детей? Или все виды являются для них опасными?
- По законодательству КР, по Трудовому кодексу, с 14 лет несовершеннолетним разрешено работать при составлении договора и соблюдении следующих правил:
- они не должны работать в ночные смены
- обязательно работать с перерывами
- не поднимать более 20 кг тяжести
- для детей запрещен допуск к химическим веществам, химикатам.
Все это в Трудовом кодексе прописано как опасный труд (для детей).
- Есть ли у вас статистика, сколько было детей выявлено на опасных производствах или вовлеченных в детский труд?
- В опасных видах труда за полгода 2018 года выявлено пять несовершеннолетних, которые работали грузчиками на кирпичном заводе в Чуйской области. Их выявили во время рейда. На предприятии не соблюдалась техника безопасности, с работниками не был составлен договор. Совместно с соцработниками представители Центра по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ежемесячно проводят рейдовые мероприятия по рынкам, на мусорных свалках, стройках, чтобы выявить, есть ли там дети, причины и условия, почему они вынуждены зарабатывать себе таким путем. Если в ходе таких рейдов выявляются работающие дети, то их доставляют в органы внутренних дел, где выясняется, есть ли у них договор, разрешение на работу от родителей, и различные другие нюансы. С детьми проводится профилактическая работа, разъяснение, что это опасно. Мы уделяем большое внимание тому, что дети не должны пропускать занятия в школе, они должны сначала учиться, а потом, если время позволяет, подрабатывать.
- А какие последствия могут быть, если ребенок начинает рано работать?
- В семье должны понимать, что каждый несовершеннолетний по законодательству должен получить образование, среднее образование, средне-специальное образование. Но те дети, которые сейчас зарабатывают, они нигде не обучаются, в дальнейшем теряют свою квалификацию, у них снижается заработок. До 30-40 лет они могут поработать, а дальше что? У них не будет ни пенсии, ни социальных льгот, они свои права не могут отстоять, договор заключить, последствия от раннего детского труда очень большие, конечно.
- Каков социальный статус у работающих детей: это дети из неблагополучных или неполных семей, есть ли среди них дети мигрантов?
- Специального исследования по этому поводу не проводилось, но по нашему анализу, в основном это – дети мигрантов, или дети из неблагополучных или неполных семей.
- В случае выявления, куда направляются такие дети, кто отслеживает дальнейшую судьбу таких детей?
- Органы внутренних дел при выявлении работающих детей сразу направляют информацию в две инстанции: в Госэкотехинспецию при правительстве КР для принятия и привлечения к административной ответственности работодателей или родителей, в социальные органы направляется информация для дальнейшего отслеживания и оказания помощи данной семье.
- Взаимодействуют ли представители Центра по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних с родителями по выявлению причин, либо чтобы не допускать повторения вовлечения детей в детский труд?
- Безусловно. Вот именно представители Органов внутренних дел, в частности инспекторы по делам несовершеннолетних, также наш Центр проводит профилактическую работу с родителями. В первую очередь, мы разъясняем, что есть виды труда, опасные для несовершеннолетнего, где он не может работать. Разъясняем ответственность, административную ответственность, а также опасность продолжения работы.
- А что вам говорят родители, в чем причина того, что дети работают?
- Большинство родителей отвечают, что ребенок сам захотел работать, чтобы, к примеру, к учебному году купить себе одежду, сумку. Они ссылаются на то, что ребенок сам на это пошел, хочет самостоятельно заработать. В большинстве случаев так говорят. Есть где-то 30-40%, когда родители говорят, что мы вынуждены, мы мигранты, приехали из другой области, подрабатываем где можем, ссылаются, что надо платить за жилье, поэтому все работают, чтобы иметь минимум для проживания.
- Существует ли наказание для таких родителей?
- Первоначально, конечно, применяется административное наказание Госэкотехинспекция налагает штрафы, запрещает, предупреждает, представители МВД тоже профилактику проводят. Но уже в злостном случае, когда дети продолжают работать на опасной работе, инспекторы по делам несовершеннолетних направляют материалы в Комиссию по делам детей (функционируют при местных государственных администрациях; при исполнительных органах местного самоуправления), где комиссионно может быть принято решение о привлечении (родителей) к административной ответственности, о штрафах. В исключительных случаях даже идут на лишение родительских прав за ненадлежащее воспитание детей, что ребенок не обучается, нет условий, день и ночь подрабатывает, тогда будет вставать вопрос о лишении родительских прав.
- Какое наказание предусмотрено для работодателей, которые используют детский труд?
- Госэкотехинспекция наказывает их административными штрафами. По закону именно этот орган уполномочен проверять субъекты бизнеса, а ОВД не входят в список тех, которые имеют возможность проверять предпринимателей.
- Как часто дети возвращаются к месту работы, откуда их забрали?
- Можно сказать, что примерно около 20% все-таки возвращаются к труду.
- А в чем причина, что дети возвращаются к работе: деньги или трудности жизни в семье?
- Я считаю, что, в первую очередь, это – возможность заработка. Некоторые несовершеннолетние очень рано отделяются от родителей и хотят самостоятельно жить, они уходят из дома, где неблагополучная семья, неблагополучные условия для жизни, поэтому они уходят, начинают сами зарабатывают, и чтобы себя прокормить они работают.
- Что должно делать государство, профильные органы в этом случае, чтобы повлиять на ситуацию?
- Все субъекты профилактики, все органы должны взаимодействовать и проводить на регулярной основе рейдовые мероприятия, обмениваться информацией, реагировать на случаи детского труда, чтобы у нас снизить количество таких случаев. Нужно и на законодательном уровне действовать. Сейчас создана рабочая группа, которая разрабатывает основы взаимодействия между министерствами и ведомствами, будет утверждена инструкция, какое министерство, каким образом выявляет детский труд, какую информацию и куда направляет, в какой срок, а также в какой срок получает ответ, что сделано. Необходимо организовать четкое взаимодействие, обеспечить контроль действий.
- В КР большие или не очень высокие масштабы использования детского труда?
- По сравнению с соседними государствами в Кыргызстане статистика использования детского труда меньше. Но тут есть проблема, которая заключается в том, что на сегодняшний день у нас детский труд еще четко не определен. Опасный детский труд мы знаем, это – на химических производствах, в ночное время нельзя работать. Необходимы уточнения. И сам Трудовой кодекс не исполняется в полной мере, много работодателей не составляют трудовые договоры с несовершеннолетними лицами, а это все подпольное использование детского труда. То есть вопросы труда, не только детского, - это такая серьезная комплексная проблема, которую решать надо не только снижением масштабов детского труда, а в целом улучшать ситуацию в сфере труда.
По данным Национального статистического комитета КР, чаще всего в Кыргызстане детский труд используется в сельском хозяйстве. В сфере услуг, торговле, туризме заняты до 6% детей. Из общего количества выявленных случаев наиболее высокие показатели детского труда отмечены в Ошской области (80,7%), Нарынской области (более 70%), реже всего детский труд используется в Бишкеке. Вовлечение в детский труд происходит с 6 до 13 лет, мальчики чаще вовлекаются в процессы, чем девочки. Почти все работающие дети пытаются совмещать работу с учебой. При этом по всей стране за последние годы с 12 до 18 % выросло количество детей, вовлеченных в опасные виды труда.
Кыргызстан является участником Конвенций Международной организации труда по искоренению детского труда и Конвенций по искоренению принудительного труда. Эксперты в данной отрасли убеждены, что, тем не менее, в республике не прилагается достаточных усилий для того, чтобы навсегда покончить с данными явлениями, одной из причин которых является сложная социально-экономическая ситуация и высокий уровень неформальной экономики.
Рано начавшие работать дети, лишаются возможности получить образование, они не будут обладать должным уровнем понимания своих прав и в будущем могут стать потенциальными жертвами современного рабства. Чтобы не допустить этого, представители Международной организации труда во Всемирный день борьбы с торговлей людьми заявили о необходимости ратифицировать Кыргызстаном Протокол МОТ к Конвенции № 29, который требует от правительств принятия новых мер по борьбе с принудительным трудом во всех его формах.
Страны, ратифицировавшие протокол, должны будут обеспечить, чтобы все работники во всех секторах экономики были защищены законодательством. Они должны будут усилить инспекции труда и другие службы, которые защищают работников от эксплуатации. Им также придется предпринять дополнительные шаги для просвещения и информирования людей и сообществ о таких преступлениях, как торговля людьми.
Комментарии
Оставить комментарий