Бишкек, 30.03.21 /Кабар/. Многочисленными исследованиями доказано, что слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят с ограниченными возможностями здоровья. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям с ограничениями быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.
В рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Развитие образовательных стратегий инклюзивной школы в Кыргызской Республике», реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан», для родителей на регулярной основе проходят информационные встречи. Цель таких мероприятий - оказание информационной, психологической поддержки для родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Участники проекта считают, что хорошим средством развития коммуникативных способностей семьи выступает совместная деятельность как ребенка с другими детьми, так и родителей друг с другом. Как отмечает исполнительный директор ФЕЦА Анара Надирбекова: «Пять лет на базе Ресурсных центров инклюзивного образования в Аламединском районе, в г. Нарын, в г. Ош, а также центра детского творчества «Аруна» в г. Бишкек работают родительские гостевые встречи, участниками которых являются дети с ограниченными возможностями здоровья любого возраста и их родители. Это клуб творческих детей и взрослых. Здесь проходят встречи в дружественной семейной остановке, где за рукоделием, чаепитием, ведутся беседы, дети читают стихи, танцуют и поют. Успешно решить задачи творческой реабилитации детей и родителей помогают разнообразные инновационные нетрадиционные, современные техники. Особый интерес у родителей и детей вызывает участие в творческих выставках и праздниках».
Так, 24 марта 2021 г. прошла одна из встреч с родителями. В данный момент встречи проходят в онлайн-формате. Обсуждались вопросы эмоционального развития детей, проблемы эмоциональных нарушений. Во встрече также приняли участие и педагоги школ. Состоялся диалог и обмен мнениями. Участники смогли рассмотреть основные стратегии работы.
Поддержка и реабилитация самой семьи позволяет наиболее плодотворно социализировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо определить перед ним и его семьей перспективы жизнеустройства. Это, в свою очередь, позволит не выпасть семье из общественной жизни и максимально быть полезными и востребованными социумом. Для постоянного сопровождения семей в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Развитие образовательных стратегий инклюзивной школы в Кыргызской Республике» реализуемого при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» работают специалисты службы психолого-медико-педагогического сопровождения, которые проводят домашнее визитирование и коучинг для родителей. Это формат работы, когда родители могут получить информационную поддержку и практический навык работы с ребенком в индивидуальном формате. Коучинг для родителей базируется на принципах позитивного родительства, которые позволяют выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Коучинг позволяет родителям справиться со многими вызовами в воспитании, например, как правильно реагировать, когда ребенок выражает негативные эмоции. А их он должен иметь возможность выражать.
Механизм, который помогает ребенку развиваться и прогрессировать - это механизм сосредоточенности и привязанности к родителям. Механизм любви по отношению к ним. Поэтому дети могут научиться любить себя только благодаря тому, как к ним относятся их родители: что они им говорят, как говорят, что о них думают, что и как делают. Понимание этих особенностей позволяет выделить принципы позитивного родительства.
«Дети с ограниченными возможностями здоровья остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой - какой есть», - высказалась мобилизатор проекта Шаймуратова Турдубубу, - «Я двадцать лет занимаюсь вопросами инклюзивного образования и пришла к выводу, что постоянно держать ребенка под стеклянным колпаком не годится. Чем меньше внимание ребенка с ОВЗ будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо».
Комментарии
Оставить комментарий