Бишкек, 13.12.18. /Индира Камчыбекова - Кабар/. В Жогорку Кенеше депутаты в первом чтении обсуждают законопроект «О гарантиях деятельности Президента КР».
Инициаторы законопроекта депутаты парламента Курманкул Зулушев и Исхак Масалиев. Докладчиком выступает Зулушев.
Согласно справке обоснования, в новой Конституции Президент не выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека. У главы государства значительно снижен уровень неприкосновенности и в Конституции отсутствуют нормы о государственном обеспечении его семьи.
В этой связи предлагается внести в Закон «О гарантиях деятельности Президента КР» следующие изменения:
- с учетом снижения уровня неприкосновенности Президента предусматривается новая редакция статьи 3, в которой нашли отражение и нормы Конституции, в части возможности привлечения Президента КР к уголовной ответственности после отрешения его от должности. В статье 12 закона вводится аналогичная норма и в отношении экс-президента КР;
- принимая во внимание, что члены семьи Президента, проживая вместе с ним, будут пользовать определенными привилегиями и льготами статья 6 закона дополняется нормой, очерчивающей круг членов семьи Президента;
- в статье 8 исключается норма о страховании за счет государства жизни и здоровья членов семьи Президента;
- предлагается в статье 13 исключить норму о сохранении права на бесплатное медицинское обслуживание членов семьи экс-президента, а также в случае вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении экс-президента все гарантии, предусмотренные настоящей статьей приостанавливаются;
- исключается часть вторая статьи 17, согласно которой членам семьи экс-президента после его смерти предусматривается предоставление пожизненно служебный автотранспорт, а также право на медицинское обслуживание предоставляемое экс-президенту на день смерти;
- предлагается признать утратившим силу статью 18 закона. В последующем бремя защиты чести и достоинства должна лечь на самого экс-президента.
Таким образом, при систематическом толковании статей 3, 5, 16, 67, 69, 72 и 94 действующей Конституции, то есть интерпретации этих норм в юридической взаимосвязи и взаимозависимости в контексте общей историко-правовой конструкции, - предусмотренная статьей 12 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента КР» от 18 июля 2003 года за № 152 абсолютная неприкосновенность экс-президента вступает в прямое противоречие как со смыслом правовых предписаний, так и с допустимыми конституционными пределами неприкосновенности какого бы то ни было должностного лица, упомянутого в Конституции. Следовательно, в силу предусмотренного статьей 5 Закона КР «О введении в действие Конституции КР» от 27 июня 2010 года и статьей 2 Закона КР от 28 декабря 2016 года № 218 положения о том, что «законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории КР до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей Конституции КР» статья 12 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента КР» от 18 июля 2003 года № 152 не подлежит применению с 27 июня 2010 года, как противоречащая Конституции КР. В этих целях включен в законопроект статья, устанавливающая пределы действия во времени статьи 2 Закона КР «О гарантиях деятельности Президента КР» от 18 июля 2003 года № 152.
Вместе с тем, эту статью не следует механически исключать из текста названного Закона и тем самым лишить экс-президента иммунитета полностью, поскольку экс-президент остается носителем государственных секретов и информации особой важности, а также в силу того, что, будучи президентом, в ходе исполнения служебных обязанностей, это лицо принимало решения и издавало акты, которые могли вызвать негативные последствия и реакции отдельных лиц и групп. В этой связи законодатель должен оградить экс-президента от внеправового преследования из мести или других целей.
В этой связи предлагается распространить на экс-президента объем неприкосновенности, в целом соответствующий неприкосновенности депутата Жогорку Кенеша.
Проект законопроекта можно скачать по ссылке.
Комментарии
Оставить комментарий