Бишкек, 24.05.21. /Роман Гайнанов – Кабар/. Древние кыргызские узоры привлекали внимание многих этнографов. Ученые разгадывали их значение, отслеживали историю создания и вычленяли отдельные основные элементы. Сегодня по-прежнему ремесленники Кыргызстана используют различные орнаменты для украшения предметов обихода – это орнаменты с древней символикой, а также новые современные орнаменты.
По словам ремесленницы из Бишкека Гульназ Бекмурзаевой, особую популярность национальные изделия среди туристов получили еще в начале 2000-х годов. «Я сама родилась в Баткенской области, потом переехала в Бишкек и уже много лет здесь занимаюсь работой с керамикой и войлоком, также преподаю в художественной школе. Существует много видов орнаментов и все они имеют свое значение. Разные орнаменты означают богатство, например, в виде рогов. Тумар – это оберег - треугольник и разные орнаменты внутри. Хвост собаки «ит койрук» дарят в основном друзьям. Мужские и женские тоже существуют», - рассказывает мастер.
В основном существуют шесть видов орнамента – это геометрический, растительный, космогонический, животный (с приходом ислама — зооморфный), антропоморфный — изображение человека, производный (смешанный).
«Войлок - это совершенно особенный материл. Он как глина принимает практически любую форму, он полезный, экологичный и какой-то добрый что ли. Меня очень привлекает то, что шерсть, которая используется для изделий, состригается с живых овец, и животное не страдает, а живет дальше. Когда я была маленькой, меня учили разным техникам мои бабушки. Войлочные вещи очень приятные, по-домашнему уютные и всегда вызывают восхищение. Само изготовление изделия, в зависимости от сложности, может занимать от трех дней до недели», - отмечает Гульназ.
Орнаменты в кыргызском обществе используются и по сей день, у мужчин расшивают одежду на спине и груди, создавая своего рода кольчугу. Если внимательно посмотреть на особо плотно декорированные предметы одежды и обихода, то орнаменты накладывались на места, которые покрывают самые чувствительные органы тела.
У женщины особое внимание уделяется декорированию пояса, в области поясницы и малого таза, где находятся детородные органы женщины. Приданое девушки всегда имело подушки, туш кийизы и чыны каапы с узорами «бадам».
Ажур в виде матери Умай расшивался на детских принадлежностях, и считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов. Символом богатства и процветания считался «кочкор мууз» (рога барана).
Очень важное значение имеет треугольник – тумар, который украшал всегда все изделия, – центр туш кийиза, чыны каапа. Треугольный лоскут был основой курака, и часто одежду для малыша на 40 дней старались шить из треугольников. Это сакральное значение треугольника наблюдается у всех тюркских народов и символизирует глаз, который защищает его носителя от бед и злых сил.
По словам Гульназ Бекмурзаевой, стоимость национального изделия в зависимости от размера и сложности работы может достигать нескольких тысяч долларов. «Есть сложные смешанные техники из кожи и войлока, смешанные ширдаки, панно больших размеров, конечно, они будут стоить очень дорого, уходит много времени, материалов и труда мастера. Такие эксклюзивные работы могут продать и за 20 тысяч долларов», - подчеркнула мастерица.
Комментарии
Оставить комментарий