Биолаборатории – средства защиты или инструмент геополитических игр?

Аналитика 0

Читайте и смотрите нас в

В связи с распространение коронавирусной инфекции поднимается ряд различных вопросов. Решаются они по степени их актуальности. Так, например, 8 июля состоялась онлайн-конференция с участием экспертов из разных стран, в ходе которого поднялась тема строительства биолабораторий. Эксперты из стран ближнего и дальнего зарубежья поделились опытом своих государств в области биолабораторий. Одним из главных вопросов, стоявший на повестке дискуссии был – являются ли биолаборатории элементом защиты, или же это элемент геополитических игр?

Вопрос достаточно серьёзный. Ведь с начала распространения коронавируса по миру многие начали интересоваться – действительно ли вирус появился случайно или был выведен лаборатории? А если был выведен в лаборатории, то случайна ли утечка, или это плановое распространение? Но, конспирологические теории можно строить сколько угодно, однако, ответы найти в них скорее всего не получится. Да и речь не об этом. Сейчас намного важнее борьба с последствиями, а не с причиной. Немало важно и вынесение уроков из сложившейся ситуации, и готовность в будущим подобным угрозам. И вот тут появляется важный вопрос – помогла бы биолаборатория Кыргызстану? И если да, то есть ли смысл её строить? Какие угрозы и опасности она несет? Возможно ли не строить новую лабораторию, а обновить инфраструктуру бывших ранее учреждений? На все эти вопросы попытались ответить собравшиеся эксперты.

Тема появления биолабораторий в Кыргызстане была особенно острой в конце 00-х годов. Тогда планировалось открыть биолабораторию, причем ни где-нибудь, а в «лёгких» столицы – Ботаническом саду. Были достигнуты определенные договоренности между властями КР и Канады о строительстве. Но чем ближе к стройке, тем больше началось возмущений. Общественность была категорически против, появилось масса вопросов, и, наверное, один из главных был – почему именно Ботанический сад? Почему нельзя вынести лабораторию за город? Время шло вперёд, случилась революция 2010 года, соглашение было разорвано и лабораторию не построили. Тем не менее, подобные лаборатории есть в соседних странах.

Нет описания.

«Тема биологической лаборатории, которая в своё время канадская сторона пыталась открыть у нас, снова стала актуальной в стране. Как известно, сегодня идут споры на постсоветском пространстве о том, насколько эти лаборатории эффективны для тех стран, где они расположены. Сегодня лаборатория существует в Казахстане, но не так давно Токаев достаточно жестко высказался по этому поводу. На Украине находится 14 лабораторий и у них сейчас идет активная дискуссия в раде. Там считают, что эти лаборатории необходимо либо закрывать, либо ставить под жесткий контроль. Звучат гипотезы, что эти лаборатории могут быть одной из причин этой страшной пандемии. Но, например, в Грузии удается сдерживать пандемию коронавируса, и некоторые считают, что в этом помогает как раз-таки биолаборатория США. В общем много противоречивых слов», - поделился в ходе выступления политолог Игорь Шестаков.

Активно функционируют лаборатории в Армении, в количестве 5 штук. Диалоги о надобности таких учреждений в стране начались в 2017 году, и с тех пор то утихают, то вновь вспыхивают. По сообщению Айка Айвазяна, руководителя информационно-аналитического центра «Луйс», с этими лабораториями не всё так гладко. Например, не понятно совсем понятно кто финансируют, и для каких целей они стоят.

«Тему лабораторий мы поднимали ещё с 2017 года. Тогда при финансировании Агентства снижения угроз было открыто сразу 3 лаборатории. На данный момент исходя из полученной информации, на территории Армении функционируют 5 лабораторий. Мы провели анализ финансирования и сравнили расходы Пентагона на эти лаборатории и на гражданские объекты того же типа. В результате мы увидели, что расходы на лаборатории превышают расходы на гражданские объекты. Мы пришли к выводу, что деньги были потрачены на оборудование двойного назначения, для гражданских и военных целей. Это получило достаточно большой резонанс, но со временем тема стихла. Если коротко, то лаборатории могут нанести ущерб экономики, подорвать здоровье населения и быть использованы против вооруженных сил противника. Эти лаборатории строятся возле городов миллионников. То есть, любые утечки или землетрясение, опасные патогены могут вырываться наружу и это может иметь трагические последствия», - отметил в своем выступлении эксперт.

Подобный сценарий, возможно, мог произойти и в Бишкеке. Такой же город миллионник, такая же сейсмоактивная зона, следовательно, такие же риски для населения. А что же с коронавирусом в стране? По официальным данным, к началу 2020 года в Армении проживает чуть менее 3 млн человек. По состоянию на 9 июля в стране более 29 тысяч подтвержденных случаев COVID-19, из них 521 летальный случай. При том, что в Армении население меньше более чем в 2 раза по сравнению с Кыргызстаном, можно сделать определенные выводы.

Странности, связанные с финансированием, также отметил и отечественный эксперт Шерадил Бактыгулов. В частности, например, на строительство одинаковых лабораторий выделяются разные суммы, причем разнятся они значительно.

«Насколько я помню, проводился гражданский мониторинг, лаборатория III класса в Узбекистане была построена за 900 тыс. долларов, а у нас планировалось построить лабораторию за 60 млн. долларов. Мы предлагали переоборудовать имеющиеся лаборатории. Общественные активисты тогда собрали более 4000 подписей. Но не стоит забывать и про революцию в то время. Не произойди она, лаборатория в стране была бы. Революция дала возможность в 2011 году начать возмущения против лаборатории. Это первый и единственный случай, когда депутаты БГК собрали комиссию и обратились в парламент, где был отменен договор с канадской стороной. На тот момент также уже случилась авария на Фукусиме, где уровень защиты был выше, чем планируемая лаборатория в Бишкеке. Также не стоит забывать, что у нас сейсмоактивная зона. Канадская сторона со своей стороны отказалась переносить лабораторию в другую часть, подальше от Бишкека. Это вызывало обоснованные подозрения», - сказал Бактыгулов.

Ещё одним из немаловажных вопросов касательно лабораторий является наследие СССР. К нему можно относиться по-разному, но, если опираться на конкретный случай с биолабораториями, то в Кыргызстане, также, как и в других республиках, они были и вполне успешно функционировали. Почему представители из Канады не захотел модернизировать их – большой вопрос. Но даже если отбросить их, то не стоит забывать и том, что на территориях Кыргызстана и Казахстана функционировали противочумные отряды, которые прорабатывали различные угрозы, как военные, так и угрозы в мирное время. Крупные страны по-прежнему продумывают такие моменты, особенно РФ и США.

«Генштабом РФ и новой стратегией США, принятой в 2015 году администрацией Обамы, рассматриваются вопросы, как гибридной войны, так и вопросы основных угроз. Одними из самых главных моментов для своих интересов США являются распространение оружия массового поражении, экономический кризис и глобальные заболевания. Они, на тот момент, выдвинули моменты по биологическому противодействию террористическим угрозам. С 2001 года они резко изменили подход к биологическому оружию. С 2001 по 2016 годы на эти цели потрачено свыше 60 млрд. долларов. Мы видим то, что американская сторона четко понимает угрозы. Гибридная война включает в себя несколько видов, один из которых - это применение нетрадиционных мер для нанесения экономического ущерба. Стоит отметить, что в нашей республике, начиная с 90-х годов пропали противовирусные отряды. Хотя при СССР были специальные подразделения, которые не только вели боевые действия, но также реагировали и на угрозы, которые могут быть в мирное время», - заметил в ходе своего доклада Президент ассоциации «Альфа» Юрий Погиба.

Но есть страны, которые продолжили развитие советских технологий. Например, в республике Беларусь созданные в СССР защитные механизмы против биологической и химической угрозы выведены на новый уровень и продолжай совершенствоваться. Об этом в ходе своего доклада рассказал политолог Дмитрий Беляков.

«Прозвучали различные вопросы и мнения, и в первую очередь хочется сообщить о том, как ситуация с биозащитой обстоит в республики Беларусь. С 90ых годов после распада СССР, в республики прошли вооруженные реформы. Но хочется отметить, что всё то, что было в СССР, что касается бактериологической, химической и биологической защиты в Беларуси всё сохранилось и выведено на новый уровень. Действует армия в совместно с Белоруской академией наук в области изучения новых штаммов. Также мы активно взаимодействуем с РФ. Что касается биолабораторий, то спею заверить, что на территории республики никогда не будет биолабораторий НАТО, это однозначная позиция лидера государства и народа в целом», - сообщил эксперт.

Глеб Куренев
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий