Экс-депутат, и.о. председателя I Народного курултая Бейшенбек Абдразаков рассказал о причинах, которые побуждают представителей общественности указать депутатам парламента на действия ограничивающие участие граждан в политической жизни страны. Урезания полномочий «Курултая» в ходе обсуждения законопроекта в Жогорку Кенеше указывает на то, что далеко не все депутаты понимают, что такое народовластие и демократия, зато умело манипулируют этими понятиями.
- Что стало причиной напряженных отношений между членами Курултая и депутатами Жогорку Кенеша? Это спор о том - кто нужнее и важнее, или нечто иное?
- Прежде всего, я хотел бы обратить внимание на то, что из себя представляет парламент, и что есть Курултай. Наша избирательная система была выстроена так, что тем, кто не имеет финансовых ресурсов, никогда не смогут получить места в Жогорку Кенеше. Поэтому законодательная ветвь власти на 90 процентов состоит из очень богатых людей. А теперь ответьте на простой вопрос - чьи интересы они там представляют?
Что касается Курултая, то в нем участвовали простые служащие и пенсионеры, врачи и учителя, активисты и аксакалы, пользующиеся авторитетом на местах. Это и есть самые главные представители интересов обычных граждан. И по Конституции вся власть в стране принадлежит народу.
- То есть в этой ситуации все-таки есть опасения за то, что на политической арене появится еще один институт, который будет представлять интересы народа и обладать определенными властными полномочиями? Что пугает депутатов?
- Депутаты, урезая полномочия Курултая, исходя из тех же принципов демократии, действуют абсолютно нелогично. Зачем они упразднили курултаи на местах, почему стремятся урезать полномочия? Эти действия можно расценить как целенаправленное разрушение связи между народом и органами власти.
Напомню, что Курултай для того и создавался, чтобы власти имели возможность слушать реальный глас народа, а делегаты, избираемые на местах, имели возможность рассказать о реальном положении дел в регионах, поделиться проблемами, предложить пути их решения. То есть Курултай берет на себя те функции, с которыми парламент не справляется. Это очень важный момент, который может стать препятствием для построения правового и сильного государства и установления настоящего народовластия.
- Ваши соратники объявили о намерении организовать митинг делегатов Курултая против действий ЖК. Насколько это серьезно?
- Не хочется это все доводить до абсурда, но парламент это не акционерное общество, это не закрытый клуб, куда ходят по абонементам. Если они считают, что располагая ресурсами, они могут выигрывать выборы и по нескольку сроков занимать места в парламенте, то Курултай может показать полную несостоятельность депутатов как представителей народа. Они ведь в регионах бывают в лучшем случае 1 раз в месяц, и то только в отчетах. Спросите у любого гражданина, когда он видел депутата от своего района, или лидера партии, который бы решал какие-то проблемы или обсуждал с гражданами принимаемые законы? Вы знаете хоть одного такого депутата? Если и есть такие случаи, то это исключение из правил.
Мы же, как делегаты Курултая, каждый день находимся на местах, мы живем среди простых людей, знаем проблемы своих районов. Поэтому, как представители народа, имеем право выразить свое мнение и отношение к действиям Жогорку Кенеша всеми законными способами, в том числе имеем право на митинг.
- Каким Вам видится выход из этой ситуации? Есть ли возможность наладить цивилизованные отношения?
- Я бы посоветовал депутатам не мешать Курултаю, а наоборот, помочь ему в становлении как института гражданских инициатив, непосредственно контактирующему с населением. Это будет только на пользу в деле построения сильного правового государства с активным и зрелым гражданским обществом. В Кыргызстане еще никому не удавалось изолировать народ от участия в политической жизни, то же самое касается законодательной ветви власти.
Кирилл Степанюк
Комментарии
Оставить комментарий