В преддверии саммита «Китай-Центральная Азия» мы обсудили с экспертом, политологом Байкадамом Курамаевым значение саммита для Кыргызстана и стран ЦА, а также вопрос, в каком направлении Кыргызстан мог бы углубить сотрудничество с КНР.
- Саммит «Китай - Центральная Азия» будет иметь для нашей страны и для стран ЦА большое значение. Взаимодействие с Китаем стран Центральной Азии, в первую очередь, рассматривается с точки зрения безопасности. Сейчас достаточно нестабильная ситуация в мире. Поэтому самое главное для развития страны и нации - это обеспечение безопасности.
Вместе с тем, в связи с конфликтом на Украине, западные страны и США ввели беспрецедентные санкции против Российской Федерации, в связи с чем были нарушены транспортные, логистические маршруты, произошел разрыв экономических отношений.
В этой ситуации страны ЦА могут поднять на высокий уровень двухсторонние и многосторонние отношения с КНР. Как известно, проект построить железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан в течение 20 лет не продвигался. Так, в 2022 году в Самарканде лидерами 3-х стран на саммите ШОС было подписано соглашение о том, чтобы в 2023 году подготовить технико-экономическое обоснование и начать реализовывать этот проект. Этот проект имеет огромное значение для Кыргызстана. Почему? Потому что позволит Кыргызской Республике за счет этой дороги выйти к Каспийскому морю. А, как вы знаете, Каспийское море - это пять стран: Туркменистан, Иран, Азербайджан, Россия и Казахстан. Поэтому выход на эти страны, а также транзит через них в страны европейского союза и персидского залива наших товаров позволит повысить экспортный потенциал.
Железная дорога - это самый дешевый вид транспорта. После того как завершится этот проект, железная дорога станет для Кыргызстана вторым Кумтором. Это будут большие инвестиции, здесь будут созданы рабочие места. Помимо строительства дороги имеется соглашение, в том числе и с КНР, о том, что будут разрабатываться полезные ископаемые вдоль этой дороги, чтобы было удобно экспортировать минеральные ресурсы, которые есть в нашей стране в большом количестве. Это поможет дать новый толчок для нашей экономики. По подсчетам специалистов, только за транзит этой железной дороги Кыргызстан будет получать в год не менее двухсот миллионов долларов США. Это достаточно большая сумма для нашей страны, которую мы сможем пустить на развитие нашей экономики и экспортных возможностей, а также создать много рабочих мест с высокой заработной платой.
Далее, как вы знаете, Кыргызстан, в том числе и страны ЦА, сотрудничают с Китайской Народной Республикой по проекту «Один пояс-один путь». Как известно, в 2013 году господин Си Цзиньпин инициировал этот проект и Кыргызстан в первых рядах присоединился к нему.
КНР, являясь стратегическим партнером Кыргызстана, выделил финансовые средства на транспортные проекты, такие как большой инфраструктурный объект - это альтернативная дорога Север-Юг. На строительство дороги был выделен почти 1 миллиард долларов. В Кыргызстане пока есть только единственная дорога, которая соединяет юг нашей страны с севером. Строительство второй дороги позволит обеспечить внутреннюю транспортную безопасность. Также у нас были автотранспортные проекты - Балыкчи-Корумду, Баткен-Исфана, внутренние дороги в столице Бишкек.
У нас есть взаимодействие и по ШОС. Как вы знаете, изначально в организацию входило 5 стран, которых объединил вопрос устранения проблем по демаркации и делимитации наших сухопутных границ. После того, как этот вопрос был решен, ШОС стала заниматься не только вопросами границ, но и вопросами безопасности, чтобы наши страны могли взаимодействовать и исключить возможность совершения на наших территориях террористических актов и возможных нападений извне.
Со временем ШОС расширилась, в нее вошли Пакистан и Индия. Еще 5-6 стран стали наблюдателями. ШОС сейчас имеет уровень мирового масштаба, поскольку в данную организации вошли страны, составляющие больше 40% мирового населения. На сегодняшний день в первую пятерку мира по паритету покупательной способности ВВП входят три станы ШОС - Китай, Индия и Россия, что говорит о значимости ШОС, членом которой является Кыргызская Республика.
В рамках устава ООН мы также тесно сотрудничаем с Китаем. Совпадают наши внешнеполитические позиции как с КНР, так и с Россией.
Находясь в вышеупомянутых международных организациях и проектах, Кыргызстан отстаивает свою независимость, территориальную целостность и национальные интересы. Поэтому для Кыргызстана это очень важно. В скором времени начнется саммит в Сиане КНР плюс 5 стран Центральной Азии. В преддверии этого саммита 27 апреля уже прошла встреча министров иностранных дел, после которой министр иностранных дел КНР Цинь Ган озвучил те соглашения и согласованные позиции, которые были приняты министрами иностранных дел ЦА. Это – территориальная целостность, невмешательство третьих стран во внутренние дела, добрососедство, развитие проекта «Один пояс-один путь», поддержка тесного взаимодействия в рамках устава ООН, ШОС и других международных механизмов.
На сегодняшний день страны ЦА являются одним из важных логистических мостов между КНР и Евросоюзом. Потому что Китай является фактически страной, которая обеспечивает товарами народного потребления, высокими технологиями не только ЦА, но и европейский континент. Поэтому встреча в Сиане будет способствовать не только развитию проекта «Один пояс-один путь», но и других проектов, которые на сегодняшний день очень актуальны.
Недавно на встрече с главой МИД КНР Цинь Ганом Кыргызская сторона озвучила инициативу о введении безвизового режима между нашими странами. Сейчас этот вопрос находится на стадии разработки. В случае его подписания значительно увеличится туристический поток, а вместе с ним и узнаваемость нашей страны и ее культуры и традиций.
Сейчас очень важны транспортно-логистические пути, чтобы те цепочки, которые ранее осуществлялись через территории Российской Федерации, стали осуществляться, в том числе и через Центральную Азию. Для Кыргызстана сейчас очень важно привлечь высокие технологии для создания «Зеленой экономики» и «зеленых» рабочих мест.
Одной из приоритетных инвестиций в экономику Кыргызстана считаю открытие логистически-товарного центра в Нарынской области, который ранее не был запущен. Но, я думаю, он будет запущен по примеру приграничной зоны в Казахстане, как Хоргос. Открытие центра позволит создать рабочие места и привлечь инвестиции, а также получать напрямую товары из КНР.
Всем известно, что Китай на сегодняшний день является лидером по производству электромобилей. У нас есть крупные заводы в г.Бишкек, которые остались с советских времен, есть промышленные города такие как Ош, Токмок, Кара-Балта, где мы могли бы освоить изготовление литиевых батарей, а также производство электромобилей. В городе Сиань есть крупный завод электромобилей BYD с которым можно было бы сотрудничать.
Хочу обратить внимание на то, что в Кыргызстане нет города побратима с городом Сиань. Мне кажется, в ходе саммита есть прекрасная возможность подписать соглашение в этом направлении. Бюджет города Сиань в прошлом году составил 66 миллиардов долларов. Это экономически очень развитый город. Сиань производит самолеты, есть нефте-химическая и оборонная промышленности. Кыргызстан заинтересован повышать свои оборонные возможности. Кыргызстан мог бы успешно сотрудничать во всех этих направлениях.
А вы знали?
Недалеко от города Сиань находится уникальный музей под открытым небом. Это древняя деревня начала третьего тысячелетия до н.э. Уникальное место площадью в 45 кв.м. было открыто в 50-х годах XX века и получило название Баньпо. Археологи обнаружили остатки 43 строений прямоугольной, квадратной и круглой форм. Все хижины обращены входом на юг. Внутренние стены этих домов-полуземлянок были обшиты досками, дома соединялись между собой траншеями, а все поселение ограждали ров и защитный вал. Баньпо считается самым древним поселением в Китае. Люди жили здесь с 4500 до н.э. до 3750 до н.э. В целях превращения этой уникальной находки в музей над частью деревни построили большой крытый зал, в прилегающих постройках поместили керамику и прочие артефакты неолита.
Чолпонай Турдакунова
Комментарии
Оставить комментарий