• 87.45
  • 90.04
  • 0.85
  • 0.17

Аскар Айтматов: «Главный принцип внешней политики – хорошее правление в стране»

Интервью 0

Читайте и смотрите нас в

Дипломатия рассматривается нашей молодежью как одна из самых популярных и престижных профессий.

Ежегодно сотни молодых людей по окончанию школы подают документы в различные ВУЗы страны на факультеты международных отношений и международного права, желая по завершению учебы пойти на работу в МИД или в одно из диппредставительств за рубежом.

Аскар Чингизович Айтматов-ветеран кыргызской дипломатии, входит в число основателей в начале 90-х годов нашего МИДа как полноценного внешнеполитического ведомства независимого государства.

Сегодня Академик Евразийской телеакадемии Ассоль Молдокматова беседует с Аскаром Чингизовичем Айтматовым о внешней политике и деятельности МИД.

— Аскар Чингизович, Вы являетесь не только экс-министром иностранных дел КР, но и действующим спецпредставителем министра МИД. На ваш взгляд, не сложно ли МИДу сегодня заново выстраивать после революции внешнюю политику страны?

— МИД является главным органом государственного управления нашей страны, призванным реализовывать внешнеполитический курс Кыргызстана и координировать деятельность в этой важной сфере всех госорганов, участвующих в международном сотрудничестве.

После событий 6 октября прошлого года наша страна на какое-то время «выпала» из международной жизни. Реальна была опасность международной изоляции на неопределенное время. Наши внешние партнёры ждали, произойдет ли и когда произойдет легитимизация новой власти, будет ли эта власть ответственным и надежным партнёром и есть ли у нее перспективы. Аналогичные сложности мы переживали в 2005 и 2010 годах после былых «революций». К счастью, на этот раз адаптационный период прошел быстрее и менее болезненно, чем в прошлые разы.

В этом есть большой вклад нового министра иностранных дел КР Руслана Казакбаева. Его блицвизиты в столицы наших ключевых партнеров: Россию, Казахстан, Узбекистан, Турцию, Таджикистан, активные контакты с иностранными послами и зарубежными эмиссарами, были чрезвычайно важны. И именно они стали своего рода «визитной карточкой» новой власти, способствовали лучшему пониманию произошедших у нас процессов, установлению взаимопонимания и возобновлению сотрудничества на межгосударственном уровне. Проведение президентских выборов 10 января этого года стало важным этапом по возвращению в правовое поле и международному признанию новой власти.

— Сложное время для реализации планов, но министр иностранных дел КР, по-моему, достойно отработал 100 дней?

— По существующей традиции новому руководителю негласно предоставляется 100 дней режима «наибольшего благоприятствования», когда окружающие воздерживаются от сильной критики в его адрес, давая ему возможность освоиться на новом месте и проявить себя. В эти дни как раз и заканчивается этот стодневный испытательный срок Руслана Айтбаевича. Считаю, что он успешно сдал экзамен на профессионализм, работоспособность и ответственность за выполнение стоящих перед ним задач. Хотел бы пожелать министру и всем сотрудникам МИД и загранпредставительств дальнейших успехов в их ответственной деятельности.

— На ваш взгляд, на каких приоритетах должна строиться сегодня внешняя политика страны?

— Мне нравится высказывание известного государственного деятеля Великобритании Вильяма Гладстона: «Главный принцип внешней политики - хорошее правление внутри страны». Оно точно передает главное призвание внешнеполитической деятельности - создавать благоприятные внешние условия для мирного, безопасного, поступательного развития страны, ее благополучия, способности противостоять внешним и внутренним вызовам и угрозам.

— Какова расстановка геополитических приоритетов для Кыргызстана?

— Кыргызстан - не самодостаточная страна, ее безопасность, в какой-то степени само существование как независимого государства, перспективы социально-экономического развития во многом зависят от внешних факторов, от того, насколько верно выстраиваются наши взаимоотношения с мировыми игроками в лице конкретных стран, групп стран и международных организаций. Наша страна занимает определенное место в мировой геополитике и экономике, входит в сферу интересов ряда других мировых центров силы. Это обусловлено ее историей, географическим положением, экономическим потенциалом, цивилизационными и культурными характеристиками, геополитическими интересами внешних сил.

Для такой страны, как наша очень важно стараться соблюдать баланс во взаимоотношениях с международными партнерами, не противопоставлять себе кому-либо из них, максимально использовать потенциал сотрудничества с каждым. Как говорится, не складывать яйца в одну корзину и придерживаться принципа многовекторной внешней политики.

Возможно более полное использование потенциала международного сотрудничества для борьбы с пандемией ковид - в настоящее время один из самых важных и неотложных приоритетов. Естественно, все мы ожидаем, что помощь, которое мировое общество оказывает Кыргызстану в этом жизненно важном вопросе доходила до адресата и не разворовывалась.

— Важен баланс, как его удержать среди сильных игроков?

— Реализации внешнеполитических установок нового руководства страны – а они обязательно будут – безусловный приоритет для наших дипломатов. Что касается наших стратегических приоритетов, то они остаются постоянными.

Российская Федерация продолжает занимать особое место среди этих приоритетов. В контексте отношений с этой страной и участия в интеграционных организациях, где РФ играет лидирующую роль (ОДКБ, ЕАЭС) в значительной степени обеспечиваются гарантии нашей национальной безопасности, решение задач социально-экономического развития.

Как центрально азиатскому государству для нас жизненно важно углублять сотрудничество и взаимопонимание с нашими соседями - Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном для углубления добрососедства, использования существующего и до сих пор не до конца задействованного огромного потенциала регионального сотрудничества.

Приоритетное и первостепенное внимание надо всегда уделять развитию добрососедских отношений и стратегического партнерства с другим соседом, одним из мировых экономических лидеров - КНР являющейся главным финансистом программ экономического развития в нашей стране. Особое внимание необходимо уделить нашему активному и полноценному участию в многосторонней деятельности в рамках ШОС, локомотивом которой является эта страна.

Чрезвычайно важно углубление партнёрства и взаимопонимание с США и странами ЕС, которые всегда нам помогали в проведении экономических реформ и демократических преобразований. Никогда не стоит забывать, что США – единственная в мире супердержава с глобальными внешнеполитическими интересами и обязательствами в силу чего, образно говоря, является соседом каждой страны в мире в какой бы части планеты эта страна не находилась.

— Какова ваша точка зрения о партнёрстве с Турцией?

— Особое место в наших приоритетах должно занимать партнёрство с Турцией; эта страна стала с первых лет независимости нашим близким другом и всегда оказывала большую и эффектную поддержку.

Приоритетными являются также дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества с нашими традиционными партнерами - Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока, в целом с исламским миром.

— Является ли МИД мощным двигателем нашей внешней торговли? Насколько МИД и наши посольства за рубежом справляются с задачей привлечения в страну внешних инвестиций?

— Привлечение внешних инвестиций всегда была первоочередной задачей нашей дипломатии. Государство и общество, ожидают, что МИД и наши посольства используют все свои возможности для того, чтобы заинтересовать иностранные деловые круги в инвестиционной привлекательности нашей страны, помочь им найти местных партнёров и т.д. Насколько я знаю, в этом направлении проводится серьезная работа и есть положительные результаты. Однако не стоит забывать, что МИД не является регулятором внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, этим занимаются другие профильные ведомства. В информационную эпоху инвесторы не имеют больших проблем самостоятельно находить партнёров в других странах, у них есть свои каналы получения информации. Есть объективные препятствия на пути роста инвестиционной привлекательности, например географическое расположение, отсутствие прямого выхода к международным транспортным артериям, малая ёмкость внутреннего рынка, его не развитость и т.д.

— Не считаете ли вы, что коррупция является камнем преткновения?

— Однако главным препятствием для иностранного бизнеса была и остаётся безудержная коррупция на всех уровнях в государственном аппарате и судебных органах. Здесь уже МИД бессилен. Я сам был не раз свидетелем, работая в сфере внешней политики, следующей ситуации. Нередко удавалось заинтересовать иностранного бизнесмена работать в Кыргызстане. Однако по приезду к нам он сталкивался с откровенным вымогательством со стороны официальных лиц, и не всегда удавалось ему помочь. Так что без реальной борьбы с коррупцией, судебной реформы и реального улучшения инвестклимата нам не стоит ожидать прорыва в инвестиционный рай.

— Задачи по оптимизации МИДа наверняка заставляют вас критично посмотреть на сеть дипмиссий за рубежом. В этой связи, что Вы могли бы посоветовать министру МИД?

— В первую очередь внимательно и ответственно относиться к кадровым назначениям в загранпредставительства. Это касается как послов, так и сотрудников дипучреждений. Назначение главы диппредставительства, естественно, прерогатива президента, однако именно министр даёт представление по конкретной кандидатуре на эту должность. А критерии назначения на должности в загранпредставительствах уже давно известны. Это - профессионализм, компетентность, общая эрудиция, исполнительная дисциплина, наличие стажа работы на дипслужбе, знание иностранных языков, незапятнанная репутация, авторитет среди коллег и т.д. У нас уже сложился костяк как уже зрелых и опытных, так и начинающих молодых дипломатов, отвечающих этим критериям, которые связали свою жизнь с дипломатической деятельностью и являются патриотами своей страны. Учитывая мое прошлое как руководителя МИД, я воздержусь от критики своих коллег по конкретным вопросам кадровой работы… хотя есть за что.

— Весьма интересно, за что в основном можно выразить критику?

— Скажу только, что в МИДе и загранпредставительстве всегда настоящим бедствием было наличие большого количества так называемых «блатных» и «парашютистов». Совершенно ничего не имею в принципе против людей, рекомендованных со стороны, часто они оказывались более достойными как работники, чем кадровые дипломаты. Однако всегда существовали проблемы с компетентностью многих из них, их соответствия профессиональным требованиям, предъявляемых дипработнику. Каждый подобный кадровый вопрос надо рассматривать индивидуально.

Я в курсе, что новый министр осознает наличие серьезных проблем в кадровой сфере и намерен предпринять решительные шаги по их устранению. Успехов ему в этом важном деле!

— Интересно, где будут появляться наши дипмиссии и где закрываться? Ведь наверняка это отражает интересы на мировой арене?

— Считаю, что у нас достаточно диппредставительств за рубежом. Вопрос в том, насколько они выполняют поставленные перед ними задачи, оправдывают значительные средства, тратящиеся на их содержание. В целом же нужно внимательно и беспристрастно изучить деятельность каждого посольства в контексте эффективности и целесообразности. С вопросом закрытия же диппредставительства надо быть очень осмотрительными. Это может быть воспринято как политический шаг, как понижение уровня отношений и сказаться на дальнейших перспективах их развития. Лучше добиваться оптимизации работы конкретного представительства с тем, чтобы оно оправдывало затрачиваемые на него ресурсы и выполняло поставленные перед ним задачи.

— В ноябре прошлого года Вы инициировали создание Клуба друзей Азербайджана. Кто повлиял на возникновение этой инициативы и связана ли она с войной в Нагорном Карабахе?

— Догадываюсь, почему Вы спросили о том, кто повлиял на создание этого общественного объединения. Это не было посольство Азербайджана. Посольство лишь финансово помогло инициаторам в проведении учредительной конференции Клуба друзей Азербайджана. Затраченные посольством средства мы обязательно вернём при первой возможности. Идея давно уже исходила от моих местных азербайджанских друзей, граждан КР. Эта инициатива не была напрямую связана с войной в Карабахе. Естественно на конференции была выражена солидарность с действиями руководства Азербайджана и азербайджанской армии по восстановлению территориальной целостности страны в рамках международно признанных границ страны.

— Кем являются члены Клуба?

— В числе членов клуба - представители политических, общественных кругов, деятели культуры и искусства, бизнесмены, представляющие различные этносы многонационального народа Кыргызстана. Задачей клуба является методами народной дипломатии способствовать расширению всестороннего сотрудничества между двумя братскими странами и народами, имеющих много общего в истории, культуре и языке. Одно из первых предложений клуба - обеспечить участие кыргызстанских строительных компаний поставленном в восстановлении освобождённых территорий Нагорного Карабаха.

Сейчас у нас в планах создание аналогичных клубов друзей с Турцией, Саудовской Аравией и арабским миром.

— Насколько остро могут стать вопросы делимитации и демаркации границ в силу имеющих место вспышек конфликтов в приграничной зоне?

— Известно, что многие если не большинство войн и конфликтов в истории человечества начинались из-за спора вокруг границ, территориальных претензий друг к другу.

Есть пословица: «Хорошие заборы делают хороших соседей». В свое время мы окончательно урегулировали вопрос прохождения государственной границы с Китаем и Казахстаном, создав тем самым основу добрососедства и поступательного развития отношений с этими странами.

Намного сложное дело обстоит с согласованием госграницы с Узбекистаном и особенно с Таджикистаном. Переговоры длятся в течении многих лет, эта тема является серьезным раздражителем в двухсторонних отношениях.

Большая часть границы с этими странами согласована, остались спорные участки, где и происходят в основном конфликты. Уверен, что у Кыргызстана и у наших соседей, с которыми у нас остаются пока «проблемные» участки хватит благоразумия и ответственности чтобы, в дальнейшем предотвратить инциденты и довести переговорный марафон до взаимоприемлемых решений.

— Как вы считаете, что положительно повлияет на имидж Кыргызстана в целом?

— В контексте темы данного интервью речь идет, как я понимаю, о политическом имидже.

— Первостепенно...

— Имидж страны, ее восприятие за рубежом является важным внешнеполитическим ресурсом, конвертируемым в конкретные дивиденды международного сотрудничества.

Я вспоминаю время, когда в западных столицах Кыргызстан воспринимали как «островок демократии» в Центральной Азии.

Под этот имидж нашей стране давали «зеленый свет» в получении кредитов, грантов, различной помощи на цели развития и реализаций демократических реформ.

Другой вопрос - насколько этот имидж полно отражал действительное положение дел, и не был в какой-то степени заслугой имиджмейкинга конкретных должностных лиц, занимавшихся этим вопросом. В любом случае нам давали аванс в качестве поощрения за декларируемую приверженность демократии и реформам.

— Карт-бланш у Нового главы КР ...

— Надеюсь, что сейчас, в новую политическую эпоху при новом руководстве станет возможным возродить имидж Кыргызстана как страны, искренне стремящейся к торжеству демократических ценностей и верховенства закона, доброму государственному управлению (good governance), на практике приверженной соблюдению прав и свобод человека, ответственному члену мирового сообщества, соблюдающему свои международные обязательства.

Создание подобного привлекательного имиджа зависит от успехов руководства страны в претворении в жизнь своих демократических программных обещаний, принципиальный и активной позиции нашего общества, всех граждан Кыргызстана. И, конечно в этом деле большая ответственность возлагается на МИД и загранпредставительства.

— Какова мировая конъюнктура для Кыргызстана?

— С точки зрения геополитики наша страна находится на периферии мировой политики и глобальной экономики, является субъектом воздействия внешних сил. Мы входим в зону интересов ряда мировых и региональных держав, в первую очередь, таких как РФ, КНР, США, Турция, Иран, а в последнее время – как мне представляется - и государств Персидского залива.

Каждая из этих стран стремится в той или иной степени оказывать влияние на Кыргызстан для продвижения своих интересов.

В принципе все они заинтересованы в том, чтобы Кыргызстан был миролюбивым, стабильным и независимым государством, разделял их ценности и установки. Иногда интересы этих мировых игроков в отношении нашей страны могут не во всем совпадать, что создает почву для регионального соперничества за влияние.

Кыргызстану следует использовать факт подобного интереса в свою пользу и, соблюдая баланс в отношениях со всеми стараться полнее использовать его - интерес - в свою пользу.

— Благодарю Вас за содержательную беседу и пусть турбулентность всегда отсутствует в отношениях между Кыргызстаном и зарубежными странами!

Беседовала Ассоль Молдокматова

Комментарии

Оставить комментарий