Акималиев: Строительство железной дороги КНР-КР-РУз – это поистине стройка века!

ОБ-КОМ 0

Читайте и смотрите нас в

Почему-то в нашем обществе остается незамеченным подписание 6 июня этого года в Пекине Соглашения о совместном строительстве железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. А ведь речь идет о самой главной стройке века. Данным соглашением, подписанным представителями трех стран, поставлена точка над переговорами, которые шли четверть века. И здесь мы никак не можем отрицать значительную роль нашего президента Садыра Жапарова. Именно с его приходом начались интенсивные работы по реализации этого международного проекта, чему предшествовало установление доверительных отношений с Китаем с одной стороны, и с Узбекистаном с другой. Что греха таить, с нашим ближайшим соседом по Центральной Азии имели место, мягко говоря, не совсем равные отношения.

Садыру Жапарову удалось в очень короткие сроки найти общий язык с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым по строительству новой железной дороги, от которой выигрывают все стороны. Уже в сентябре 2022 года на Саммите ШОС в Самарканде был подписан меморандум о совместном строительстве железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. А в середине 2023 года было выполнено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта и подтверждена целесообразность строительства железнодорожной магистрали. Во время встречи Садыра Жапарова с вице-премьером КНР Лю Гочжуна 18 мая текущего года в Бишкеке было подчеркнуто, что строительство нового крупнейшего транспортного проекта поднимет на новый качественный уровень торгово-экономические отношения между нашими странами.

В своих специальных посланиях в связи с подписанием Соглашения о совместном строительстве железной дороги Кашкар-Торугарт-Кош-Добо-Казарман-Джалал-Абад-Андижан председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров и президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев особо отметили, что реализация данного проекта обеспечит увеличение объема перевозок товара до 15 млн тонн в год и будет способствовать созданию новых предприятий и десятков тысяч рабочих мест, что, в конечном счете, приведет к улучшению жизненного уровня населения. Только от транзита железной дороги Кыргызстан получит по 200 млн долларов США в год. А в том, что составы вагонов будут всегда полны товарами из Китая в Европу и обратно – нет никаких сомнений.

Итак, лед тронулся, и мы находимся на верном пути устойчивого развития. Однако, у нас немало скептиков, которые никому и ничему не верят, и считают этот грандиозный проект очередной «сказкой». Мне трудно с ними согласиться, так как наша республика располагает богатым опытом строительства железной дороги Фрунзе-Кант-Токмок-Рыбачье протяженностью в 167 километров. Причем строительство было осуществлено в суровые военные годы собственными силами, правда, с помощью товарища Сталина. Об этом мне рассказывал сам Торобай Кулатов, который с 1938 по 1978 годы, в течение 40 лет, работал в руководящем круге страны: вначале был председателем Совнаркома, а затем председателем Президиума Верховного Совета Кыргызской Республики. В 1940 году, когда первым секретарем ЦК Компартии Киргизии работал Алексей Вагов, возникла необходимость продолжения строительства остановившегося участка железной дороги от города Канта до Рыбачье. Для решения такой большой проблемы в Москву направили председателя Совнаркома Торобая Кулатова. Считали, что у него есть определенный шанс быть принятым И.В. Сталиным, как руководитель, вышедший из простой рабочей среды. В Кремле же сказали, что у товарища Сталина очень много важных государственных дел и поэтому рекомендовали Т. Кулатову обратиться к председателю Совнаркома СССР В.М. Молотову. Через пару дней он был принят и получил отказ в строительстве железной дороги из-за отсутствия необходимых средств и в связи с острой международной обстановкой. Однако, Кулатов проявил свой шахтерский характер и решил обязательно попасть к Сталину, так как считал для себя позором вернуться обратно на домой с пустыми руками. Он прямо пошел в приемную Сталина и начал упрашивать личного помощника вождя, работавшего с ним более 20 лет, Александра Поскрёбышева устроить прием. Взвесив все за и против, Поскрёбышев пообещал Кулатову доложить товарищу Сталину и добиться его приёма. «Единственное, что от вас требуется, ждать не менее одной недели», - сказал Поскрёбышев. Кулатов заявил, что будет ждать столько, сколько угодно и поехал устраиваться в гостиницу «Москва». Он ждал шесть суток, и только на седьмой день глубокой ночью позвонил Поскрёбышев и сообщил Кулатову, что он будет принят товарищем Сталиным в час ночи. По словам Кулатова, он ранее никогда не был на приеме у Сталина и поэтому, буквально дрожал от волнения. Когда вошел в кабинет, Сталин не сидел, а прохаживался вдоль длинного стола. Тепло встретив Кулатова, стал подробно интересоваться состоянием дел и настроением людей в республике. Затем резко спросил:

- С каким вопросом вы пришли ко мне, товарищ Кулатов?

- По строительству железной дороги, товарищ Сталин, - ответил Кулатов.

- А по этому, хозяйственному вопросу вы были у товарища Молотова, вашего непосредственного начальника?

- Был, но вопрос остался открытым из-за отсутствия финансов.

- Тогда может быть прав товарищ Молотов, тем более вы будете строить железную дорогу в горных условиях, а это будет стоить очень дорого.

- Товарищ Сталин, дайте нам шпалы, стальные рельсы и другое оборудование, а строительство железной дороги осуществим сами, своими силами.

Сталин немного задумался, а затем, подняв телефонную трубку, сказал: «Вячеслав Михайлович, у меня находится товарищ Кулатов из Киргизии, и он просит выделить только необходимые материалы, а строить магистраль будут сами. Может быть, согласимся?». «Хорошо, товарищ Сталин!», - ответил Молотов. Кулатов потерял дар речи, услышав такое быстрое решение вопроса. Заметив робость Кулатова, Сталин улыбнулся и попрощался с ним.

В то время слово Сталина было законом для всех и обязательно выполнялось. И вот, ровно через 3 месяца выходит совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 30 ноября 1940 года «О строительстве железной дороги Кант-Рыбачье», подписанное самим Сталиным и Молотовым.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, все силы были брошены на разгром врага. Вся страна работала днем и ночью под лозунгом «Всё - для Победы!». И, несмотря на это, строительство железнодорожной линии Фрунзе-Кант-Токмак-Рыбачье осуществлялось беспрерывно, и было завершено в победном 1945 году. Торобай Кулатов любил повторять слова: «Мы действительно сами построили железную дорогу, но лишь с помощью товарища Сталина».

С того времени прошло 79 лет, но железная дорога, проходящая через сложное Боомское ущелье, до сих пор служит народу, так как строительство магистрали было осуществлено на совесть. И как можно после всего этого еще сомневаться в успешном строительстве новой международной железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Китай – это вторая экономика в мире, а Узбекистан и Кыргызстан развиваются поступательно. Наш долг – всемерно поддержать эту стройку века и принимать максимальное участие в ее осуществлении.


Депутат "легендарного парламента", академик Национальной академии наук КР Жамин Акималиев

Комментарии

Оставить комментарий