Агентство «Кабар» открывает постоянную рубрику Айым KG, в которой женщины, которые достигли успехов в карьере на государственной службе и в других отраслях рассказывают о своей деятельности, семье и отвечают на вопрос что такое быть женщиной руководителем.
В нынешнем составе правительства, которое в истории Кыргызстана по счету 30, среди 17 мужчин только 4 женщины.
Первая героиня рубрики министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева.
- Вы прошли путь от простого учителя в средней школе до руководителя министерства. Тяжело было стать женщиной-начальником?
- Вся моя трудовая биография так или иначе связана с системой образования. После окончания пединститута пришла в школу учителем. Первое назначение руководителем – это был Центр образования Октябрьского района города Бишкек - я получила в 2005 году. Через три года мне предложили возглавить городской отдел образования. Работа в системе столичного образования стала для меня огромным опытом. Каждый день приходилось решать большой спектр вопросов, обеспечивающих жизнедеятельность образования столицы, начиная от методической работы и заканчивая ремонтом школ и качеством питания в детских садах, и многими другими вопросами.
В 2010 году мне предложили поработать в аппарате правительства, с 2012 года в аппарате президента, а в 2015 году я была назначена вице-премьер-министром. В ноябре исполнится два года, как я работаю министром образования и науки.
В целом на всех позициях были свои трудности и переживания, поскольку работа руководителя накладывает огромную ответственность. В особенности работа министра образования, поскольку к этой системе имеет отношение практически все население страны.
- Как мужчины, коллеги и подчинённые, относятся к женщине-руководителю, из вашего примера?
- На мой взгляд, неважно руководитель - женщина или мужчина. Большее значение имеют его организаторские качества – умение сплачивать коллектив, четко формулировать задачи, принимать правильные решения и т.д. Бытует мнение, что женщинам-руководителям присуща повышенная эмоциональность. Если говорить о моем примере, то стараюсь быть выдержанной, какой бы ситуация не была. Я могу советоваться с членами коллектива, доверять им, замечать в них положительное. В то же время иногда приходится принимать достаточно жесткие решения, которые могут не нравиться тому или иному сотруднику.
- У нас в обществе женщина воспринимается как хранительница домашнего очага. Как у вас сложилась семейная жизнь? Как близкие и родные воспринимают вашу должность и занятость?
- Моя семья – это мои дети: дочь, сын, зять и, самый главный человек, внук Умар. Говорят, что внуки – самые любимые дети. Это так. Совсем скоро состоится свадьба моего сына. Я очень рада этому событию. У меня появится еще одна дочь. Самое главное для меня, чтобы в семье были любовь, взаимопонимание и взаимоуважение. Я думаю, у нас с детьми это есть.
- Какие проекты вы реализовали в Министерстве образования?
- Мне кажется, что одной из важных отличительных черт работы в государственной службе является системность и преемственность в деятельности. Я свою работу вела и веду в рамках национальных стратегических документов.
Сейчас разрабатывается Концепция Национальной модели системы образования, эту задачу поставил перед нами Президент. Думаю, что совсем скоро на традиционном Большом августовском педсовете будет презентован проект «Школы Будущего».
Если выделять самое значимое из того, что сделано за неполные два года, я бы отметила работу над вопросами оценивания в образовании. Для того чтобы принимать правильные управленческие решения, надо понимать какая ситуация в секторе. Была проведена комплексная оценка сектора образования. Важным достижением стала аккредитация школ. Самооценка (она является частью аккредитации) заставила и администрацию школ, и педагогов по-другому взглянуть на привычную школьную жизнь, искать новые пути развития. Я много езжу по регионам, поэтому могу сказать, что этот процесс идет везде, что не может не радовать.
Важное значение приобретает аккредитация и для профессиональных учебных заведений всех уровней. Помимо программной аккредитации начала работать институциональная аккредитация, когда анализируются не отдельно взятые программы подготовки специалиста, а деятельность всего учебного заведения. На уровне профессионального образования начата большая работа над созданием Национальной квалификационной системы. Это очень важный документ, который устанавливает четкие критерии по всем направлениям подготовки кадров. В сентябре после возобновления работы парламента пакет документов будет внесен на рассмотрение депутатов в режиме второго чтения.
Проведена огромная работа по разработке и тиражированию учебников нового поколения. С нового учебного года все 100% наших пяти- и шестиклассников получат новые учебники. На днях будет объявлен конкурс на разработку учебников 7-9-х классов. Продолжается работа над новыми стандартами и учебными программами. Это не очень заметная, но кропотливая и сложная работа, от которой зависит в целом качество образования.
При поддержке Правительства начата и продолжается большая работа по информатизации всех процессов в образовании. Это:
- Информационная система управления образованием (ИСУО) - база данных учащихся, преподавателей, учебных заведений;
- Модуль "Открытый бюджет" в рамках системы ИСУО - программа для автоматического подсчета тарификации заработной платы учителей школ;
- Электронная очередь в детские сады - система онлайн подачи заявки и отслеживания очереди в детских садах;
- ресурсы для дополнительного образования iBilim (1-4 классы), Билим Булагы (5-9 классы);
- система электронного документооборота AVN Edoc;
- открытая электронная библиотека книг Lib.kg;
- Кирлибнет - электронная сеть академических библиотек КР;
- Dev.ripk.kg - онлайн платформа для профессионального развития учителей на базе РИПКиППР
На стадии разработки:
- Электронное лицензирование - система онлайн подачи заявки на получение лицензии для образовательной организации, реестр выданных лицензий;
- TAO testing - система для проведения электронного тестирования и проверки знаний учащихся;
- Электронная запись в общеобразовательные организации - система онлайн подачи заявки и отслеживания приема в школы.
Планов очень много и есть огромное желание реализовать их.
- Женщины должны быть в приоритете в выборе руководителей ведомств? Как вы считаете?
- Я считаю, что необходимо судить, в первую очередь, по профессиональным качествам человека. В то же время, не сомневаюсь, что наличие в правительстве, Жогорку Кенеше женщин позволяет более глубоко рассматривать вопросы, связанные как с правами человека в целом, так и с конкретными экономическими, социальными, культурными проблемами.
- Вы были вице-премьер-министром по социальным вопросам, какие остаются актуальны в этой сфере?
- В социальной сфере хотелось бы обозначить два направления, от которых зависят все остальные. Это культура и образование. Несмотря на то, что я министр образования, на первое место я поставила культуру. Если человек невоспитан, хам и невежа, никакое образование ему не поможет. Известный искусствовед и педагог Михаил Казиник, выступая в Госдуме, сказал: «Если бы наша страна, планируя бюджет, под номером один поставила «Культуру», то все остальные сферы автоматически поднялись бы на много процентов. Один процент добавленный на культуру, это то же самое что 15% - на здравоохранение, 25% - на образование…».
Я уверена, что и в образование надо заходить через воспитание детей. В школе должна быть воспитательно-образовательная деятельность. Это очень важно.
- Какие есть проекты или поддержка со стороны руководства женщинам в регионах, которые занимаются предпринимательством?
- Важным проектом, который Министерство образования реализует в регионах, является проект по открытию детских садов в труднодоступных и отдаленных селах страны. С сентября прошлого года было открыто 120 таких образовательных учреждений с трехчасовым пребыванием детей. Было обучено 310 женщин из числа местного населения для работы в этих садиках, сегодня они все получают заработную плату. Кроме того, эти детские сады важны не только для развития сельских малышей, они дают мамам возможность заниматься домашним хозяйством или небольшим бизнесом.
- Ваше мнение о фактах ала-качуу в стране?
- Я, как педагог, и, в первую очередь, как мама, отрицательно отношусь к любым фактам насильственного принуждения к браку. Семья должна строиться на любви и уважении. Нужно кардинально менять в обществе терпимое отношение к таким фактам. Вот почему так важны развитие культуры и образование наших людей.
Беседовала Индира Камчыбекова
Комментарии
Оставить комментарий