Адылбек Касымалиев выступил на заседании Евразийского межправсовета в расширенном составе в Алматы

ЕАЭС 0

Читайте и смотрите нас в

Бишкек, 02.20.24. /Кабар/. Наши усилия в рамках ЕАЭС должны быть направлены на цифровизацию экономических процессов в целом, как важной составляющей всесторонней модернизации экономики. Об этом сказал первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Адылбек Касымалиев, выступая на заседании Евразийского межправительственного совета в расширенном составе, которое проходит в городе Алматы (Республика Казахстан).

Прилагаем текст выступления:

«Позвольте поприветствовать вас на первом в 2024 году заседании Евразийского Межправительственного совета, традиционно проводимого в гостеприимном городе Алматы. Благодарю уважаемого Алихана Асхановича за теплый прием и высокий уровень организации мероприятий в рамках сегодняшнего заседания.

Сердечно приветствую также глав правительств государств – наблюдателей Союза.

Хочу поздравить армянскую сторону с принятием председательства в органах ЕАЭС и пожелать всяческих успехов в реализации всех поставленных планов.

Уважаемый Бакытжан Абдирович, хочу поздравить Вас с назначением на должность Председателя Коллегии Комиссии!

Уверен, что Ваш богатый опыт в академической и политической сферах, государственной, муниципальной и международной службах внесут весомый вклад в развитие Союза и поднимет на новый уровень нашу Евразийскую интеграцию.

Слова искреннего поздравления хочу адресовать вновь назначенным уважаемым Судьям ЕАЭС и членам Коллегии Комиссии с пожеланиями успехов в реализации всех поставленных задач перед нашим объединением.

Уважаемые друзья!

Прошедший год был весьма не простым, не смотря на внешние вызовы нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность и обеспечить рост в основных секторах экономики Союза.

В январе-ноябре 2023 года ВВП по Союзу увеличился на 3,3%, в том числе промышленное производство выросло на 3,8 %, инвестиции в основной капитал на 10,3 %, а объемы строительства на 8,4%.

По предварительной оценке, по итогам 2023 года ВВП Кыргызской Республики составил 1,2 трлн сомов и по сравнению с 2022 годом увеличился на 6,2 %. Необходимо отметить, что по уточненным данным, темп роста ВВП в 2022 году достиг 9% против ранее заявленных 6,3 %.

В секторах экономики показатели сложились следующим образом: в строительстве объемы производства возросли на 10,3 %, сфере услуг – на 6,2 %, промышленности - на 2,7 %, сельском хозяйстве – на 0,6 %.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 168,5 млрд сомов и увеличился на 18,8 %.

Наибольшая доля в структуре ВВП пришлась на сектор услуг – 50,8 процентов и на отрасли, производящие товары – 32,3%. При этом доля промышленности составила 16 %.

В январе-ноябре 2023 года объем внешней торговли Кыргызской Республики составил 13,9 млрд долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2022 года вырос на 29 %.

Экспортные поставки составили 2,8 млрд долларов США и увеличились на 36,7 %, импортные поставки составили 11,1 млрд долл. США, показав рост в 27,2%.

При этом необходимо отметить, что объем взаимной торговли со странами ЕАЭС снизился на 11 % (и составил 3,89 млрд долл. США), в том числе экспорт на 19,5 % (1,1 млрд долларов США) и импорт на 7 % (2,77 млрд долл. США).

Снижение объемов взаимной торговли говорит о наличии факторов, препятствующих росту объемов торговли, которые необходимо проанализировать. При наличии проблем, нам надо совместно работать над их устранением.

Уважаемые главы правительств,

На последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2023 года главами государств – членов ЕАЭС была принята Декларация о дальнейшем развитии Союза «Евразийский экономический путь», которая служит среднесрочным и долгосрочным ориентиром нашей работы.

Полагаем первоочередной задачей в этом году определить разработку Комиссией совместно с государствами – членами и принятие соответствующего плана мероприятий по реализации Декларации.

Естественно в плане мероприятий важно отразить конкретные мероприятия, которые приведут к практической реализации Декларации.

Особо отмечу отдельные моменты, которые Кыргызская Сторона считает принципиально важными.

Первое – это устранение барьеров на внутреннем рынке Союза. Считаем, что должны быть четко обозначены шаги по оптимизации и сокращению административных процедур в интересах обеспечения беспрепятственного перемещения в пути следования товаров и грузов во взаимной торговле для создания благоприятной бизнес среды.

В этой связи, предлагаю Комиссии сформировать мониторинговую группу для выявления проблемных вопросов во взаимной торговле, а именно в процессе перемещения транспортных средств и грузов на внутреннем рынке Союза.

С учетом выявленных проблемных или спорных вопросов до конца текущего года Комиссией должны быть подготовлены конкретные предложения по совершенствованию правовой базы Союза, включая регламентацию процесса перемещения грузов во взаимной торговле, которые нами будут рассмотрены.

Второе - обеспечение свободного внутреннего рынка Союза, основанного на рыночных механизмах и на равных конкурентных условиях, что несомненно повлияет на повышение инвестиционной привлекательности наших стран. В числе наших приоритетных задач видим наращивание взаимного инвестиционного сотрудничества государств – членов, направленного на стимулирование локализации наукоемких производств, промышленных мощностей и для трансфера передовых технологий.

В этом контексте хочу отметить введенный в Союзе механизм финансовой поддержки совместных кооперационных проектов. Ускоренная реализация механизма в практической плоскости будет способствовать расширению кооперационных связей между предприятиями государств-членов ЕАЭС, увеличит выпуск совместно произведённой продукции, будет стимулировать рост взаимных частных и государственных инвестиций, обеспечит создание новых рабочих мест.

Третье – это обеспечение общего рынка Союза ключевыми товарами и ресурсами, в первую очередь доступности продовольствия для населения наших стран. В этом направлении в Декларации сделан особый акцент. Считаю важным принятие конкретных мер, направленных на развитие инфраструктуры переработки, хранения, распределения и транспортировки сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Приоритетной задачей в этом направлении также является создание стимулирующих механизмов (включая финансовые) для развития транспортной, товаросопроводительной и логистической инфраструктуры Евразийских транспортных коридоров и привлечения частных инвестиций в вышеотмеченные сферы.

Наряду с обеспечением продовольственной безопасности, в отдельных странах Союза остро стоит вопрос обеспечения фармацевтического рынка широким ассортиментом лекарственных препаратов. Производители из-за малой емкости рынка и с учетом затрат на регистрацию и «языковую локализацию» не спешат заявляться на регистрацию в эти страны.

В этой связи предлагаю Комиссии совместно с правительствами сторон проработать возможность внедрения процедуры признания по инициативе уполномоченного органа государства-члена результатов регистрации лекарственных средств для медицинского применения, зарегистрированных в иных государствах-членах, с предоставлением доступа уполномоченных органов к документам для осуществления контроля качества лекарственных препаратов, зарегистрированных по этой процедуре.

Уважаемые участники заседания!

Информационная сфера в эпоху цифровизации экономических процессов, является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние экономической составляющей. Наши усилия должны быть направлены на цифровизацию экономических процессов в целом, как важной составляющей всесторонней модернизации экономики.

Одним из возможных механизмов стимулирования цифровизации является расширение рынка услуг ЕАЭС, в первую очередь цифровых услуг, связанных с торговлей, финансами, креативными видами деятельности, туризма, образования и медицины.

В этой части хотел бы обратиться к Комиссии рассмотреть пути либерализации торговли цифровыми услугами на рынке Союза.

Уважаемые друзья,

В настоящее время кадровый дефицит становится одной из проблем национальных экономик стран ЕАЭС. В этой связи при реализации Декларации «Евразийский экономический путь» предлагаем укрепить взаимодействие служб занятости стран ЕАЭС по вопросам оказания содействия в трудоустройстве граждан, повышения квалификации работников, производительности труда и в распространении наилучших национальных практик в этой сфере.

В данном контексте реализация ранее выдвинутых Президентом Кыргызской Республики, уважаемым Садыром Нургожоевичем Жапаровым инициатив, направленных на упрощение административных процедур в государстве трудоустройства, взаимное признание заключений о медицинском освидетельствовании создадут привлекательность и комфорт осуществления деятельности на едином рынке труда.

Уважаемые коллеги!

Завершая свое выступление хотел бы отметить, что буквально недавно в начале этого года новый состав судей ЕАЭС избрал Председателя и заместителя Председателя Суда Союза.

Выражаю надежду, что Суд ЕАЭС совместно с Евразийской экономической комиссией выработают конкретные предложения в части усиления полномочий Суда и Комиссии с действенными рычагами по предупреждению и устранению препятствий, а также по вопросу обеспечения принципа равной представленности государств – членов в руководстве Секретариата Суда Союза.

Благодарю всех за внимание и желаю успешного завершения сегодняшнего заседания и мероприятий, приуроченных к нему».

Комментарии

Оставить комментарий